Вторник, 19.09.2017, 19:51
Приветствую Вас, Гость!

Региональная научно-
практическая конференция
«Окружающая среда и здоровье населения»

Категории каталога
Статьи на конференцию [91]

Главная » Статьи » Статьи на конференцию

Резцова Е. Ю.

В последние годы отмечаются негативные тенденции в состоянии здоровья детей. Рост заболеваемости выявлен практически по всем классам болезней. Ученые в области медицины, педагогики и в других областях науки с беспокойством и тревогой констатируют ухудшение здоровья подрастающего поколения. В настоящее время общепризнано, что здоровье детского населения характеризуется не только наличи­ем или отсутствием заболеваний, но также гармо­ничным и соответствующим возрасту развитием, нормальным уровнем функций.

Рост и развитие детей - главные индикаторы состояния их здоровья. Поэтому физическое развитие является одним из важнейших показателей условий жизни и воспита­ния подрастающего поколения и служит объектив­ным методом контроля эффективности оздорови­тельных мероприятий.

В настоящее время отмечается факт стремительного роста числа детей с недостатками развития, включая логопедические расстройства. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, ее этиологии и социальной адаптации детей-логопатов свидетельствует о том, что положение данного контингента в современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности. Дефекты речи детей в возрасте 5-7 лет составляют 15-30%.

Расстройства речевого развития оказывают отрицательное влияние на состояние здоровья и развитие ведущих физиологических систем организма. При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности, возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность, повышается истощаемость нервной системы, наблюдается дефицит внимания, память и работоспособность снижены.

Целью настоящей работы явилось изучение состояния здоровья и физического развития детей коррекционных логопедических групп, посещающих ДОУ г. Курска.

Материалы и методы исследования. Исследования проводились методом естественного гигиенического эксперимента на базе ДОУ комбинированного типа №№ 9, 33, 98 г. Курска. Опытную группу составили 136 детей с расстройствами речевого развития, контрольную – 60 детей без дефектов речи.

Комплексная оценка состояния здоровья всех обследуемых проводилась на основании анализа заболеваемости, оценки физического развития, функционального состояния, нервно-психического статуса в соответствии с приказами МЗ РФ от 30.12.2003 г. № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей», от 15.03.2002 г. № 81 «О проведении Всероссийской диспансеризации детей в 2002 году».

Статистическую обработку полученных данных производили на персональном компьютере IBM PC-AMD Athlon 3000+ в среде Windows XP Professional SP2 с помощью прикладного пакета программ Microsoft Office – Excel 2003, Statistica 6.0.

Результаты. Проведенное исследование установило существенные различия показателей физического развития детей коррекционных логопедических и общеобразовательных групп ДОУ г. Курска.

Как видно из данных, представленных на рис. 1, средние показатели длины и массы тела, а также окружности грудной клетки (ОГК) детей 5-6 лет общеразвивающих групп соответствуют среднему и выше среднего уровню физического развития. Аналогичные показатели детей коррекционных логопедических групп того же возраста соответствуют ниже среднего и низкому уровню физического развития.

Расстройства речевого развития не оказывают влияния на массу тела, однако существенно сказываются на длине тела и окружности грудной клетки детей.

По длине тела мальчиков общеразвивающих и коррекционных групп разница составила 2,5-5,3 см, а по массе тела достоверных различий не выявлено. Среди девочек разница выявлена только по длине тела (3,0-3,8 см). Средние показатели ОГК детей общеразвивающих групп превосходят показатели детей с логопедическими дефектами на 2,2-3,7 см среди девочек и мальчиков (рис. 1).




Рис. 1. Показатели физического развития детей 5-6 лет,

посещающих дошкольные образовательные учреждения г. Курска


Установлено, что показатели здоровья детей с логопедическими дефектами значительно хуже, чем у детей, не имеющих отклонений речевого развития. В структуре отклонений первое место по распространенности занимали патологические состояния нервной системы – 28,3%, затем заболевания органов дыхания – 22,5%, отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата – 20,8%, различные аллергические реакции – 14,2%, заболевания органов пищеварения – 8,4% и заболевания глаз – 5,8%.

Сравнительный анализ распределения детей общеразвивающих и коррекционных логопедических групп по группам здоровья (ГЗ) показал, что количество здоровых детей (I ГЗ) в общеобразовательных группах составляет 13,7%, в то время как среди их сверстников в коррекционных логопедических группах таковых не выявлено (рис. 2). Комплексная оценка состояния здоровья детей показала, что количество детей с функциональными отклонениями (II ГЗ) в коррекционных логопедических группах выше в 1,3 раза, с хроническими заболеваниями (III-IV ГЗ) выше в 1,7 раза по сравнению с детьми общеразвивающих групп.

Рис. 2. Распределение по группам здоровья детей, посещающих ДОУ.

Различные функциональные отклонения в состоянии здоровья имеют 70,6% детей с расстройствами речевого развития, а также почти треть данного контингента страдает хроническими заболеваниями в стадии компенсации (28,6%) и декомпенсации (0,7%).

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что логопедические дефекты оказывают отрицательное влияние на состояние здоровья и развитие ведущих физиологических систем организма. Выявленные отклонения в состоянии здоровья и развития детей с патологией речи указывают на необходимость организации воспитания и обучения, оздоровительно-реабилитационных мероприятий, учитывающих в полной мере особенности функциональных возможностей и состояния здоровья детей коррекционных логопедических групп. Планируется разработать модель оптимальной организации обучения, воспитания и оздоровления детей с расстройствами речевого развития в ДОУ, построенную на принципах преемственности не только педагогических, но и оздоровительных технологий на разных этапах обучения и воспитания.


Категория: Статьи на конференцию | Добавил: RooT (24.01.2008)
Просмотров: 543

Copyright Киричук Е.С. © 2017