Четверг, 16.08.2018, 09:34
Приветствую Вас, Гость!

Региональная научно-
практическая конференция
«Окружающая среда и здоровье населения»

Категории каталога
Статьи на конференцию [91]

Главная » Статьи » Статьи на конференцию

Комиссаров В.И.

Эффективность работы и модернизации системы российского здравоохранения в значительной степени зависит от качества профессиональной подготовки будущих специалистов еще на этапе их обучения в ВУЗе [1].

Продолжающееся реформирование высшего профессионального образования, в том числе и медицинского, осуществляется в сложных экономических условиях, на фоне противоречивых явлений в обществе и студенческой среде. Эти явления связаны с трудностями формирования самосознания молодежи, с их социальной пассивностью, снижением культурного и нравственного уровня, с ослаблением мотивированности к выбору профессии и стремления к самообразованию [2 ].

Современная ситуация, в которой осуществляется профессиональное и личностное становление студентов, требует рассматривать подготовку будущих специалистов медико-профилактического дела в широком образовательном контексте, включающем не только непосредственно обучение, но и воспитание, и развитие способностей к самостоятельному принятию решений. Поэтому уже при формировании общей базы исходной теоретической подготовки специалиста необходимо учитывать специфику получаемой профессии, делая акцент на формирование специальных знаний и умений.

Нормальная физиология относится к блоку медико-биологических дисциплин и, являясь фундаментальной наукой, занимает одно из ведущих мест в системе медицинского образования. Преподавание нормальной физиологии осуществляется на основании типовой программы по данной дисциплине, разработанной ведущими специалистами в данной отрасли и утвержденной Министерством образования и науки РФ [4] и рабочей учебной программы, разработанной на кафедре. Главной целью изучения данной дисциплины является глубокое усвоение студентами физиологии человека, обеспечивающее понимание организации, осуществления и регуляции физиологических функций, которое необходимо для изучение других дисциплин, а также возможность в последующем применения полученных теоретических знаний и умений в практической деятельности специалиста медико-профилактического дела. Поэтому основными задачами преподавания нормальной физиологии на факультете медико-профилактического дела являются: формирование системных представлений о механизмах жизнедеятельности организма как целого и его взаимодействии с внешней средой, рассмотрения закономерностей функционирования органов и систем и механизмов их регуляции, формирования навыков логического физиологического мышления на основе современных теорий философского мировоззрения, а также освоения методов исследования физиологических функций организма в эксперименте на животных и методов функциональной диагностики , позволяющих оценить их уровень активности у человека и используемых с целью диагностики в клинической практике, получения знаний и умений , необходимых для изучения последующих дисциплин учебного плана подготовки специалиста медико-профилактического дела..

Важной составляющей формирования компетентности будущего специалиста данного профиля является овладение им основных методических приемов исследования физиологических функций организма на уровне знаний и умений. Этому разделу учебной деятельности студента в последнее время придается особенно большое значение. Типовая программа и рабочая учебная программа содержат, выделенный отдельным пунктом, перечень практических навыков. После изучения курса нормальной физиологии студент должен знать и уметь использовать такие важные методические приемы как электрокардиография, спирометрия, исследование энергетических затрат человека, принципы составления пищевых рационов, определение умственной и физической работоспособности человека. В учебном плане также предусмотрено, что студент должен уметь определить и оценить показатели общего анализа крови и анализа мочи, параметры жизненной емкости легких человека, должные величины основного обмена, характер проприоцептивных рефлексов человека, состояние зрительной сенсорной системы, основные параметры функционирования сердечно-сосудистой системы на основе измерения артериального давления и определения характеристик пульса, оценить функции эндокринных желез. Кроме того, студент должен иметь представления о методах исследования сенсорных систем человека, моторной и секреторной функции пищеварительного тракта, электро- и реоэнцефалографии, стереотаксической методике. Все эти вопросы при рассмотрении их в курсе физиологии обязательно профилизируются с учетом экологических и гигиенических факторов внешней среды.

Основное содержание дисциплины состоит из шестнадцати разделов. В течение двух семестров изучаются основные понятия физиологии, принципы и механизмы регуляции функций. Далее рассматриваются: физиология возбудимых тканей, функции центральной нервной системы, функции эндокринной системы, физиология крови. Большое внимание уделяется физиологии сердечно-сосудистой системы, дыхания и пищеварения. Рассматриваются вопросы терморегуляции и механизмы выделения, метаболические основы физиологических функций. В завершение рассматривается физиология сенсорных систем (анализаторов) и высшей нервной деятельности.

Организация преподавания нормальной физиологии на факультете медико-профилактического дела потребовала создать на основании типовой программы по нормальной физиологии учебную рабочую программу, отвечающую особенностям специальности «медико-профилактическое дело», в которой была отражена специфика получаемой специальности и сделаны соответствующие акценты изучения вопросов учебного материала. Модернизация учебно-методического комплекса на факультете медико-профилактического дела нашла свое выражение в разработанных специальных методических рекомендациях к лабораторным занятиям по нормальной физиологии для студентов , в которые были внесены дополнительные учебные элементы плана проведения практических и итоговых занятий [3]. Соответствующие изменения нашли свое отражение и в методических рекомендациях к этим занятиям для преподавателей.

С этой целью в методические рекомендации введен раздел «профильные специализированные вопросы для студентов факультета медико-профилактического дела». Специализированные вопросы формулировались соответственно теме занятия с учетом профилизации обучения на факультете. Дополнительно изучаемый учебный материал дисциплины охватывает широкий круг проблем современной физиологии и медицинской науки. В частности, подробно рассматриваются вредные факторы производств и окружающей среды, механизмы их действия на функционирование органов и систем человека. Большое внимание уделяется основным физиологическим показателям как маркерам здоровья человека, учитываемым при профилактических осмотрах.

Сделаны акценты на характеристиках функционального состояния органов и систем, в частности, центральной нервной системы, мышечной, сенсорных систем и высшей нервной деятельности, которые необходимо учитывать при проведении профессиональных отборов и профессиональной ориентации на различные виды производства. Особое внимание уделяется системному подходу в оценке физиологических функций организма и здоровья человека, что несомненно важно для врача-гигиениста. Физиологические основы здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, принципы рационального и диетического питания, лечебного голодания так же нашли отражение в преподавании нормальной физиологии на факультете медико-профилактического дела. В плане формирования практических навыков и умений основной упор сделан на освоение лабораторной диагностики и соответствующих методических приемов функционального обследования человека.

Таким образом, наш многолетний опыт профилизации преподавания нормальной физиологии как дисциплины учебного плана студентов второго курса факультета медико-профилактического дела, направленной на формирование системы специализированных знаний в соответствующей области фундаментальной медицинской науки, позволяет оптимизировать научно-методический уровень изложения учебного материала и существенно повысить качество подготовки будущих специалистов.

Литература.

1. Лазарев А.И. Современные информационные технологии в образовании . Стратегия и тактика инновационного обучения. // Современные информационные технологии в образовании. Курск, КГМУ. - 2001.- С.3 - 6

2. Лазарев А.И., Конопля А.И., Степашов Н.С. Система воспитания студентов Курского государственного медицинского университета: концептуальные и технологические основы. Издание 2-е, дополненное. - Курск: КГМУ, 2006. - 252 с.

3. Методические рекомендации к лабораторным занятиям по нормальной физиологии (для студентов лечебного и стоматологического факультетов и факультета медико-профилактического дела) / А.В. Завьялов, А.П. Должиков, Ю.Г. Ткаченко и др. - Курск: КГМУ, 2001. - 168 с.

4. Примерная программа по дисциплине нормальная физиология. Для специальности 060101 (040100) — Лечебное дело. - М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006. - 40 с.

Категория: Статьи на конференцию | Добавил: RooT (24.01.2008)
Просмотров: 547

Copyright Киричук Е.С. © 2018