Вторник, 19.09.2017, 19:52
Приветствую Вас, Гость!

Региональная научно-
практическая конференция
«Окружающая среда и здоровье населения»

Категории каталога
Статьи на конференцию [91]

Главная » Статьи » Статьи на конференцию

Костюченкова Е.А.

Современное школьное образование, для которого характерно интенсификация обучения, увеличение объема школьной и внешкольной нагрузки, представляет повышенные требования к молодому организму. Состояние здоровья детей школьного возраста зависит от биологических, психологических, микросоциальных факторов. Ведущую роль среди них играют внутришкольные факторы, которые в значительной степени обусловливают жизнедеятельность ребенка на протяжении длительного школьного периода.

Целью нашей работы явилось изучение организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях г. Калуги: гимназии № 9 и средней школы № 50, а также МОУ № 2 и № 33 г. Смоленска.

Критериями оценки педагогического процесса были выбраны величины дневной и недельной учебной нагрузки учеников разного возраста (4,7, 9 классы), расписание уроков (по ранговой шкале трудности предметов с использованием методики Сивкова И. Г. для средних и старших классов и Агаркова В. И. для младших школьников), наличие или отсутствие сдвоенных уроков, количество уроков физкультуры и труда, их место в расписании дня и недели. Функциональное состояние ЦНС оценивалось по результатам изучения умственной работоспособности с помощью корректурной пробы В. Я. Анфимова. Проведено анонимное анкетирование 114 учащихся 9-х классов с использованием специально разработанной анкеты для оценки режима дня старшеклассников.

Установлено, что условия обучения в гимназии г. Калуги и школе № 33 г. Смоленска существенно отличаются от таковых в школах № 50 и № 2 по насыщенности расписания предметами высокой сложности, объему учебной нагрузки, неблагоприятным соотношением занятий с динамическим и статическим компонентом. Превышение максимально допустимой нагрузки на 2-5 часов наблюдалось в гимназии и школе № 33 у учащихся 9 классов.

Нередко расписание составляется без учета динамики умственной работоспособности и ранговой шкалы трудности предметов. В значительном числе случаев учебный день школьников начинался с трудного предмета или заканчивался им. Уроки с преобладанием динамического компонента (физкультура, труд) проводились в часы максимальной работоспособности или как первым, так и последним уроком. В отдельных классах урок физкультуры проводился два дня подряд (четверг, пятница), что снижало его положительный тренирующий эффект.

Не учитывалась динамика и недельной работоспособности: понедельник и (или) пятница – один из самых тяжелых дней, как по количеству, так и по трудности предметов, а вторник и среда – дни наиболее благоприятные, были с наименьшей нагрузкой. С четверга обычно наблюдается снижение работоспособности, однако, в расписании отдельных классов – это один из загруженных дней.

Предметы повышенной сложности (математика, информатика, иностранный язык и др.) проводятся у старшеклассников 5-6 уроками по счету, в один день включены в расписание предметы, требующие длительного времени для подготовки (литература, история, география, биология). Наибольшее количество уроков нередко проводилось в дни с низкой работоспособностью – понедельник, пятница и даже суббота.

Анализ расписания свидетельствует, что нет рационального чередования предметов математического и гуманитарного циклов, а также уроков, требующих максимальной умственной нагрузки, и связанных с динамическим компонентом, то есть не учитывается динамика дневной и недельной работоспособности.

Сдвоенные уроки в 4-х классах не проводятся. В 7 классе гимназии имеются сдвоенные уроки русского языка в понедельник (1-х два урока) и средней школы № 50 математика в четверг также 1-х два урока. В 9-х классах: в гимназии сдвоены уроки физики (1 и 2 урок) и информатики (3 и 4 урок) в один и тот же день (понедельник), в образовательной школе № 2 – технология во вторник и математика (1 и 2 уроки) в четверг.

Анализ корректурных проб позволил установить, что число случаев сильного и выраженного утомления в начальных и старших классах составило 23% и 39% соответственно. У младших школьников работоспособность существенно снижалась после 4-го урока, а у старшеклассников после 5 урока.

При индивидуальной оценке динамики работоспособности учащихся старших классов установлено, что утомление у 1/3 из них более выражено в первую половину недели и несколько ниже в пятницу. Вероятно, это связано с тем, что наиболее сложные уроки проводятся в понедельник – среду, а также в эти дни проводятся контрольные и самостоятельные работы.

Анализ режима дня старшеклассников показал, что он у большинства из них нерационален: отсутствует чередование видов деятельности, недостаточна двигательная активность, снижена продолжительность сна, пребывание на открытом воздухе. Необходимо отметить и тот факт, что только одна треть девятиклассников полноценно завтракают, около 55% из них съедают только бутерброд, примерно 12% - не завтракают вовсе, так как не успевают из-за раннего начала занятий (8 часов).

Значительная часть старшеклассников посещают дополнительные внешкольные занятия (иностранный язык, музыкальная школа, занятия с репетитором и др.), поэтому нередко не успевают полноценно обедать, а просто “перекусывают на ходу”. Таким образом, ужин для них становится основным приемом пищи (40-45 % суточной калорийности).

У половины учащихся меню характеризуется недостатком салатов из свежих и вареных овощей, у одной четвертой – мясных и рыбных блюд. В рационе превалируют крупяные, мучные, молочные продукты, а также картофель, т.е. на лицо углеводистая направленность питания.

Характерной чертой современной школы является широкое внедрение в учебный процесс технических средств обучения. Компьютер повышает интеллектуальные возможности человека, изменяет структуру его познавательной деятельности. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что одна треть учащихся работает с компьютером ежедневно от 1 до 2 часов, примерно 43% проводят за ним 2-3 часа в неделю и около 25% ? 2-3 часа ежедневно. Большинство старшеклассников не знакомы с гигиеническими правилами работы с компьютером, не делают кратковременных перерывов в работе и не проводят “зрительную” гимнастику. В результате две трети школьников испытывают недостаток в двигательной активности, у 53% наблюдаются изменения артериального давления, как правило, по гипертоническому типу.

Двигательная активность является важнейшим компонентом ЗОЖ и поведения детей. Результаты анкетирования показали, что только каждый десятый старшеклассник посещает какую-либо спортивную секцию или занимается спортом самостоятельно. Для основной массы школьников урок физкультуры – единственная возможность активной двигательной деятельности. В зимний период отмечается наименьшая активность, как у мальчиков, так и у девочек.

В настоящее время среди подростков значительно возросла распространенность курения и употребления алкоголя, что влияет не только на состояние здоровья, но и на характер и стереотипы поведения. Около 52% учащихся хотя бы однажды пробовали курить, курят регулярно около 27% мальчиков и 33% девочек. Пробовали алкогольные напитки около 90% детей, большая часть из них продолжают употреблять их примерно 1-2 раза в месяц и реже. Однако 16,2% подростков принимают спиртное 1-2 раза в неделю. Большинство опрошенных предпочитают пиво, шипучие вина и “энергетические” напитки.

В числе причин, обусловливающих употребление алкоголя и табака, были указаны влияние приятелей и семьи, для настроения, интерес к новым ощущениям, самоутверждение. Более чем у половины старшеклассников отсутствуют знания о неблагоприятных последствиях, как употребления алкоголя, так и курения. Более того, около 26% школьников считают, что малые дозы алкоголя не могут привести к нарушению здоровья.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что более чем у половины школьников отсутствуют целесообразные для их возраста элементарные гигиенические знания и навыки: соблюдение режима дня, полноценное питание, достаточная двигательная активность и сон, пребывание на свежем воздухе, но имеются вредные привычки.

Таким образом, значительный объем учебной нагрузки, интенсификация учебного процесса в сочетании с недостаточной продолжительностью сна и прогулок, снижением динамического компонента, оказывают стрессовое воздействие на развивающийся детский организм. Длительное пребывание детей в таких условиях способствует “закреплению” негативных сдвигов в функциональном состоянии организма и приводит к формированию как соматических, так и невротических расстройств. Поэтому в целях охраны здоровья учащихся в образовательных учреждениях должна проводиться профилактика утомления, заключающаяся в коррекции, как организации, так и интенсивности учебного процесса. Необходимо изменение программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрение принципов ЗОЖ, приведение их в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями жизни населения, воспитания “моды на здоровье”.

Категория: Статьи на конференцию | Добавил: RooT (29.01.2008)
Просмотров: 605

Copyright Киричук Е.С. © 2017