Реформирование федеральных
органов исполнительной власти обусловило
принципиально новые подходы в решении
многих вопросов, в том числе и кадрового
обеспечения учреждений Госсанэпиднадзора.
Это нашло отражение в Концепции
развития Федеральной службы Роспотребнадзора
Иркутской области, в которой ведущее
место занимают мероприятия по реализации
кадровой политики.
Проблема подготовки
высококвалифицированных кадров для
службы решается совместными усилиями
Иркутского государственного медицинского
университета и органов Роспотребнадзора
по Иркутской области (Управления, ФГУЗ)
на основании Договоров о взаимном
сотрудничестве в подготовке кадров и
проведении практических занятий
врачей-интернов на 2007-2012 гг. в которых
обозначены объемы участия каждой из
сторон в образовательном процессе.
Прохождение интернатуры в
учреждениях Роспотребнадзора
осуществляется путем зачисления
врачей-интернов на вакантные врачебные
должности, поскольку в штатном расписании
отсутствует должность врача-интерна.
При этом практические навыки по
осуществлению государственного
санитарно-эпидемиологического надзора,
оформления документов по результатам
надзорных мероприятий, практику
применения мер административного
воздействия, работу с заявлениями и
обращениями юридических лиц, граждан,
врачи-интерны проходят в Управлении и
территориальных отделах под руководством
начальников отделов и их заместителей
в соответствии с планами и графиками.
Совместным приказом Управления
и ФГУЗ определяются базы прохождения
интернатуры, основными требованиями к
которым являются как хорошая
материально-техническая база, так и
высококвалифицированные специалисты
с большим опытом работы.
От медико-профилактического
факультета ИГМУ за базами прохождения
интернатуры закрепляются преподаватели,
которые осуществляют методическое
руководство интернами. В ходе прохождения
интернатуры в ФГУЗ и Управлении
врачи-интерны знакомятся с нормативными
актами, регулирующие деятельность
службы в целом, а также нормативно-методическими
документами по избранной специальности,
приобретают навыки проведения надзорных
мероприятий, оценки факторов окружающей
среды, их влияния на здоровье человека,
привлекаются к подготовке аналитических
материалов, обзоров.
Особое значение при прохождении
интернатуры уделяется приобретению
навыков практической деятельности на
гигиенически значимых действующих
объектах области: водозаборы г. Иркутска,
Ангарска, Братска, ЛПУ, промышленные
и пищевые объекты области.
Врачи-интерны изучают технологические
процессы, организацию производственного
контроля на объектах, отбирают пробы
и производят замеры параметров факторов
окружающей среды, участвуют в проведении
санитарно-эпидемиологических экспертиз
с оформлением необходимых документов.
Согласно учебному плану врач-интерн
обязан освоить основную специальность,
смежные и фундаментальные дисциплины,
выполнить научно-практическую работу.
При этом циклы по смежным и фундаментальным
дисциплинам проводятся на соответствующих
кафедрах медико-профилактического
факультета, а тематика научно-практических
работ определяется совместно с Управлением
и ФГУЗ и отражает интересы научных
исследований и санитарно-эпидемиологической
службы (эколого-гигиеническая
характеристика водоснабжения городов
Иркутск, Ангарск, Черемхово, организация
системы сбора, утилизации и обезвреживания
отходов ЛПУ, эпидемиологическая
особенность внутрибольничных инфекций
и др.) Результаты этих работ заслушиваются
на итоговой научно-практической
конференции врачей-интернов (за три
года подготовлено более 30 научно-практических
работ).
В ходе проведения интернатуры,
врач-интерн ведет необходимую документацию:
дневник, проходит полугодовую и годовую
аттестацию, составляет отчет. Руководителем
интернатуры на каждого интерна выдается
характеристика.
По окончанию интернатуры
врач-интерн сдает квалификационный
экзамен на получение удостоверения
врача-интерна и сертификата специалиста.
Экзамен проводится в 3 этапа:
прием практических навыков, компьютерное
тестирование и собеседование, при этом
руководители Роспотребнадзора являются
сопредседателями экзаменационной
комиссии.
К сожалению, взаимодействие
высшей школы и практики по подготовке
специалистов по специальности
«медико-профилактическое дело»,
не в полном объеме подкреплено
законодательно на Федеральном уровне:
отсутствует типовое положение об
организации обучения в интернатуре
выпускников медико-профилактического
профиля, порядок трудоустройства после
прохождения интернатуры в органы
Роспотребнадзора, не отвечают современным
требованиям программы и планы подготовки
выпускников МПФ в интернатуре.
На сегодняшний день наиболее
востребованным рынком труда для
выпускников медико-профилактического
факультета является Управление и ФГУЗ,
учреждения, осуществляющие надзор на
специальных объектах, а также
научно-исследовательские институты
гигиенического и эпидемиологического
профиля.
Для повышения эффективности
совместной работы медико-профилактического
факультета ИГМУ с учреждениями
Роспотребнадзора по организации и
проведению обучения врачей - интернов
по специальности «медико-профилактическое
дело», необходимо:
1. Разработать
типовое положение об организации
обучения в интернатуре и проведении
производственной практики на базах
органов и учреждений Федеральной службы
Роспотребнадзора;
2. Подготовить
предложения в новую редакцию
государственного образовательного
стандарта подготовки специалистов в
интернатуре по специальности
«медико-профилактическое дело»
с учетом изменения задач и функций
службы;
3. Привлекать по
согласованию с руководителями органов
и организаций Роспотребнадзора к
преподаванию по всем формам последипломного
образования практических специалистов,
в том числе по социально-гигиеническому
мониторингу, защите прав потребителей,
юриспруденции.
4. Внедрить дистанционные
формы обучения, дающие
возможность освоения образовательных
программ непосредственно по месту
жительства обучающегося или его
временного пребывания, а также постоянного
контроля со стороны преподавателя.
|