Среда, 18.10.2017, 01:05
Приветствую Вас, Гость!

Региональная научно-
практическая конференция
«Окружающая среда и здоровье населения»

Категории каталога
Статьи на конференцию [91]

Главная » Статьи » Статьи на конференцию

Яковлева Е.А.

Широкое внедрение компьютеров во все сферы человеческой деятельности вызвало волну сообщений об их влиянии на здоровье человека, в первую очередь детей, воздействии на нервно-психический статус, функции зрительного анализатора [1,2]. Возникли даже специфические термины – «синдром видеоигровой эпилепсии», «компьютерный зрительный синдром» [4,5]. Решающим фактором в формировании зрительных расстройств у пользователей компьютера является не физическое излучение видеомонитора, а зрительное утомление, развивающееся в процессе напряженной работы. Избыточная нагрузка зрительного анализатора иногда вызывает заболевания других органов и систем.

Изучение характера и степени влияния компьютера на здоровье подрастающего поколения позволит разрабатывать эффективные профилактические мероприятия.

Цель работы: изучение влияния компьютера на здоровье школьников.

Материалы и методы. Использовалось письменное анонимное анкетирование учащихся школ г. Курска. В исследовании приняли участие ученики школ №31 (5, 8 и 11 классы) и 21-го лицея (11 классы). Общее количество опрошенных – 301 человек, из них: 31 школа - 201 (5-е классы – 63, 8-е классы – 66, 11-е классы – 72); лицей №21 – 100. 35% анкетируемых составили мальчики, 65% - девочки. Анкета, разработанная на кафедре общей гигиены, включала в себя 30 вопросов, касающихся режима дня, зрительных и физических нагрузок, состояния органа зрения и т.п. Результаты исследования обработаны статистически с использованием программы «Microsoft Office Excel 2003».

Полученные результаты. Подавляющее большинство опрошенных школьников используют в повседневной жизни компьютер. Имеют ЭВМ дома 70% учащихся 31-й школы и 91% - 21-го лицея. На вопрос: «Сколько времени Вы проводите перед компьютером?», ответ «ежедневно» дали: в 5 классах – 30,2%; в 8-х классах – 46,15%; в 11-х классах – 50%, т.е. наблюдается явный рост в динамике показателя времени работы перед монитором. Учащиеся просиживают за персональным компьютером (ПК) от получаса до 4 часов и более, при этом основная масса учащихся проводит за компьютером 2 часа в день. Перерыв при работе на ПК через 30 мин – 1 час непрерывной работы, предусмотренный существующими нормами [3], делают в 5классах – 49%; 8 классах – 36,84%; 11 классах – 18,4% (школа №31); 11 классах 21-го лицея – 23,2%. Санитарно-гигиенические правила работы за компьютером не соблюдаются (они предусматривают следующую длительность пребывания перед монитором: 5 классы – 15 мин, 8 классы – 25 мин, 11 классы – 50 мин).

У части анкетируемых время пребывания за компьютером искусственно ограничивается их родителями: в 5 классах – 73,8%, 8 классах – 55,26%, 11 классах – 26,4% в школе №31 и 36,1% среди учеников 21 лицея.

Около 30% учащихся используют компьютер для учебы, в 11-х классах этот показатель превышает 75%, что, по-видимому, связано с целенаправленным изучением тех или иных предметов для поступления в ВУЗ. Подавляющему большинству он необходим еще и как источник развлечений. Из всех предложенных видов игр основная масса учащихся выбрали «гонки» (так называемые аркадные игры). Интернет – салоны учащиеся используют редко, основная цель этих визитов - игры.

Все учащиеся отмечают симптомы ухудшения зрения и в каждом классе они выражены различно. В динамике нарастают следующие симптомы: головная боль, резь в глазах, чувство усталости, чувство возбуждения.

Учащиеся отмечают ухудшение зрения. В 5 классах – 19,7%; 8 классах – 36%; 11 классах – 43%, что подтверждается данными, полученными из медицинских карточек школьников.

Заключение. Полученные данные говорят о сложном, комплексном характере проблемы и необходимости разностороннего подхода к ее решению. Проведенное нами исследование является лишь начальным этапом комплексного углубленного клинического обследования и изучения влияния ЭВМ на здоровье детей и подростков различных возрастных групп и форм обучения. В то же время результаты наших исследований позволяют предложить некоторые рекомендации: а) самим пользователям ПК – необходимость правильной организации рабочего места, выполнения комплекса расслабляющих упражнений, упражнений для глаз, разгрузочных комплексов, пользователь должен делать перерывы при работе с ПК; б) учителям - проведение просветительной работы среди учащихся 1-11-х классов с декламацией основных правил и норм работы за компьютером; в) родителям – необходимость следить за временем пребывания их детей за ПК, т. е. играть роль ограничителя; г) медицинским работникам и студентам медицинских ВУЗов – разработка мер профилактики зрительного и общего утомления, проведение санитарно-просветительной работы в виде лекций в школах «О правильной организации работы за компьютером».

Список литературы.

  1. Егорова Т.С., Голубцов К.В. Влияние видеодисплея на зрительные функции слабовидящих школьников // Информационные процессы. – 2001. – Т.3, №2. – С. 123–127.

  2. Лазаренко Н.В. Электромагнитные излучения видеотерминалов компьютеров и их влияние на здоровье // Вести. Академии мед. наук. – 1992. - №1. - С.38-40.

  3. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным ЭВМ и организация работы. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.2.2.542-96. Госкомсанэпиднадзор России, М., 1996. – 55 с.

  4. Розенблюм Ю.З., Корнюшина Т.А., Фейгин А.А. Компьютер и орган зрения. - Москва, 1997. – 20 с.

  5. Lie I., Watten R.G. VDT - work, oculomotor strain, and subjective complaints: an experimental and clinical study // Ergonomics. – 1994. - vol. 37. - №8. - P.1419-1433.

Категория: Статьи на конференцию | Добавил: RooT (31.01.2008)
Просмотров: 483

Copyright Киричук Е.С. © 2017