Широкое внедрение компьютеров
во все сферы человеческой деятельности
вызвало волну сообщений об их влиянии
на здоровье человека, в первую очередь
детей, воздействии на нервно-психический
статус, функции зрительного анализатора
[1,2]. Возникли даже специфические термины
– «синдром видеоигровой эпилепсии»,
«компьютерный зрительный синдром»
[4,5]. Решающим фактором в формировании
зрительных расстройств у пользователей
компьютера является не физическое
излучение видеомонитора, а зрительное
утомление, развивающееся в процессе
напряженной работы. Избыточная нагрузка
зрительного анализатора иногда вызывает
заболевания других органов и систем.
Изучение характера и степени
влияния компьютера на здоровье
подрастающего поколения позволит
разрабатывать эффективные профилактические
мероприятия.
Цель работы: изучение влияния
компьютера на здоровье школьников.
Материалы и методы.
Использовалось письменное анонимное
анкетирование учащихся школ г. Курска.
В исследовании приняли участие ученики
школ №31 (5, 8 и 11 классы) и 21-го лицея (11
классы). Общее количество опрошенных –
301 человек, из них: 31 школа - 201 (5-е классы
– 63, 8-е классы – 66, 11-е классы – 72); лицей
№21 – 100. 35% анкетируемых составили
мальчики, 65% - девочки. Анкета, разработанная
на кафедре общей гигиены, включала в
себя 30 вопросов, касающихся режима дня,
зрительных и физических нагрузок,
состояния органа зрения и т.п. Результаты
исследования обработаны статистически
с использованием программы «Microsoft
Office Excel
2003».
Полученные результаты.
Подавляющее большинство опрошенных
школьников используют в повседневной
жизни компьютер. Имеют ЭВМ дома 70%
учащихся 31-й школы и 91% - 21-го лицея. На
вопрос: «Сколько времени Вы проводите
перед компьютером?», ответ «ежедневно»
дали: в 5 классах – 30,2%; в 8-х классах –
46,15%; в 11-х классах – 50%, т.е. наблюдается
явный рост в динамике показателя времени
работы перед монитором. Учащиеся
просиживают за персональным компьютером
(ПК) от получаса до 4 часов и более, при
этом основная масса учащихся проводит
за компьютером 2 часа в день. Перерыв
при работе на ПК через 30 мин – 1 час
непрерывной работы, предусмотренный
существующими нормами [3], делают в
5классах – 49%; 8 классах – 36,84%; 11 классах
– 18,4% (школа №31); 11 классах 21-го лицея –
23,2%. Санитарно-гигиенические правила
работы за компьютером не соблюдаются
(они предусматривают следующую
длительность пребывания перед монитором:
5 классы – 15 мин, 8 классы – 25 мин, 11 классы
– 50 мин).
У части анкетируемых время
пребывания за компьютером искусственно
ограничивается их родителями: в 5 классах
– 73,8%, 8 классах – 55,26%, 11 классах – 26,4% в
школе №31 и 36,1% среди учеников 21 лицея.
Около 30% учащихся используют
компьютер для учебы, в 11-х классах этот
показатель превышает 75%, что, по-видимому,
связано с целенаправленным изучением
тех или иных предметов для поступления
в ВУЗ. Подавляющему большинству он
необходим еще и как источник развлечений.
Из всех предложенных видов игр основная
масса учащихся выбрали «гонки»
(так называемые аркадные игры). Интернет
– салоны учащиеся используют редко,
основная цель этих визитов - игры.
Все учащиеся отмечают симптомы
ухудшения зрения и в каждом классе они
выражены различно. В динамике нарастают
следующие симптомы: головная боль, резь
в глазах, чувство усталости, чувство
возбуждения.
Учащиеся отмечают ухудшение
зрения. В 5 классах – 19,7%; 8 классах –
36%; 11 классах – 43%, что подтверждается
данными, полученными из медицинских
карточек школьников.
Заключение. Полученные данные
говорят о сложном, комплексном характере
проблемы и необходимости разностороннего
подхода к ее решению. Проведенное нами
исследование является лишь начальным
этапом комплексного углубленного
клинического обследования и изучения
влияния ЭВМ на здоровье детей и подростков
различных возрастных групп и форм
обучения. В то же время результаты наших
исследований позволяют предложить
некоторые рекомендации: а) самим
пользователям ПК – необходимость
правильной организации рабочего места,
выполнения комплекса расслабляющих
упражнений, упражнений для глаз,
разгрузочных комплексов, пользователь
должен делать перерывы при работе с ПК;
б) учителям - проведение просветительной
работы среди учащихся 1-11-х классов с
декламацией основных правил и норм
работы за компьютером; в) родителям –
необходимость следить за временем
пребывания их детей за ПК, т. е. играть
роль ограничителя; г) медицинским
работникам и студентам медицинских
ВУЗов – разработка мер профилактики
зрительного и общего утомления, проведение
санитарно-просветительной работы в
виде лекций в школах «О правильной
организации работы за компьютером».
Список литературы.
Егорова
Т.С., Голубцов К.В. Влияние видеодисплея
на зрительные функции слабовидящих
школьников // Информационные процессы.
– 2001. – Т.3, №2. – С. 123–127.
Лазаренко
Н.В. Электромагнитные излучения
видеотерминалов компьютеров и их
влияние на здоровье // Вести. Академии
мед. наук. – 1992. - №1. - С.38-40.
Гигиенические
требования к видеодисплейным терминалам,
персональным ЭВМ и организация работы.
Санитарные правила и нормы. СанПиН
2.2.2.542-96. Госкомсанэпиднадзор России,
М., 1996. – 55 с.
Розенблюм
Ю.З., Корнюшина Т.А., Фейгин А.А. Компьютер
и орган зрения. - Москва, 1997. – 20 с.
Lie I., Watten R.G. VDT - work, oculomotor strain, and
subjective complaints: an experimental and clinical study //
Ergonomics. – 1994. - vol. 37. - №8. - P.1419-1433.
|