Вторник, 22.05.2018, 03:11
Приветствую Вас, Гость!

Региональная научно-
практическая конференция
«Окружающая среда и здоровье населения»

Категории каталога
Статьи на конференцию [91]

Главная » Статьи » Статьи на конференцию

Тимошенко К.Т.

Целью исследования явилось изучение образа жизни и показателей умственной работоспособности школьников, обучающихся по специализированным программам, направленным на освоение общей учебной программы и углубленное изучение ряда профильных медико-биологических дисциплин. Субъектом исследования являлись ученики 10-11 классов, сформированных на конкурсной основе для интенсивного обучения и осознанному выбору медицинской профессии в будущем. Всего обследовано 97 школьников (54 девушек 43 юноши), абсолютное большинство которых (90 человек) в возрасте 15-16 лет. В работе использован комплекс психофизиологических методов на базе компьютерной технологии психодиагностической системы PDS, позволяющей оценить функциональное состояние организма, уровни умственной работоспособности человека. Изучение образа жизни, структуры бюджета времени проводилось с помощью анкетирования по специально разработанной программе.

У подавляющего большинства учащихся (80% десятиклассников и 90% одиннадцатиклассников) продолжительность учебно-трудовой деятельности значительно превышает нормативы рабочего дня взрослого человека - суммарная продолжительность учебного времени колеблется в пределах 8 – 13 ч в день. Продолжительность основного восстановительного отдыха (ночной сон) у 80% учащихся составляет 6-8 ч. (у 5% опрошенных она составляет 5 ч, а у 15% - 9 ч). Время на дорогу составляет в среднем около 2 ч ежедневно. Учащиеся на хозяйственно-бытовые дела отводят 1-1,5 ч в день. При этом у большинства школьников остается «свободное время», продолжительностью в среднем 1-2 ч в день, которым они могут распоряжаться по своему усмотрению и использовать для своего культурного и интеллектуального развития. Для сохранения высокой работоспособности и здоровья важное значение имеет состояние и правильная организация режима питания. Среди обследованных нами школьников большая часть (77,3% ) питается 3 и более раз в день. Двукратный прием пищи в день отметили 22,7% опрошенных. Обследованные школьники в основном питались дома. Анализ полученных результатов социологического исследования свидетельствует о том, что главная составляющая и формирующая образ жизни данной категории школьников - учебная нагрузка-, достаточно напряженная. Подавляющее большинства из них соблюдает основные, важные для здоровья и умственной работоспособности, гигиенические рекомендации по режиму дня, что в большей мере соответствует принципам здорового образа жизни.

Изучение функционального состояния центральной нервной системы методом вариационной хроносенсометрии по способности поддерживать в течение заданного времени (70 предъявлений зрительного стимула) выявило благоприятный уровень ее функционирования. Средний и высокий уровни функциональных возможностей центральной нервной системы, являющиеся одним из важных показателей умственной работоспособности и готовности школьника выполнить заданный объем учебной работы за установленный промежуток времени, проявили при тестировании 88% обследованных. Умственная работоспособность оценивалась по критериям сложной зрительно-моторной реакции (СЗМР) выбора из двух альтернатив, распределения внимания и оперативной памяти, наиболее характерных для интенсивной умственной деятельности и адекватно отражающих напряженную учебную работу старшеклассников часто в условиях дефицита времени. Использованные в работе методы оценки умственной работоспособности показали однонаправленные результаты – высокий и средний уровни работоспособности у большинства обследованных с некоторыми различиями в количественном отношении. Так, 65,2% обследованных при выполнении теста выбора из двух альтернатив (СЗМР) показали высокий, выше среднего и средний уровни сенсорных качеств - сочетание быстроты реакций и безошибочных действий. У 34,8 % школьников отмечено некоторое удлинение периода принятия решения при выполнении теста (удлинение латентного периода сложной зрительно-моторной реакции). Последнее, возможно, является отражением формирования у них способности к выделению значимого сигнала из фона, выработке правильного решения и его исполнения как доминирующего на этапе завершения школьного образования и ожидаемого конкурсного поступления в вузы. В системе «быстрота – безошибочность» в качестве ведущего может выступать тот или иной параметр в зависимости особенностей ситуации. Результаты выполнения данного теста следует трактовать как формирование доминанты на качество (выработка правильного ответа) - установка «не ошибиться». При выполнении теста «Распределение внимания» 72% обследованных проявили средний и выше среднего уровни произвольного внимания по быстроте и безошибочности выполнения теста. Остальные школьники обследованной группы использовали несколько больше времени, чем средние показатели по группе. Успешное решение учебных задач, эффективность умственного труда непосредственно связаны с уровнем оперативной памяти. Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в процессе учебой деятельности и включающий элементы кратковременной и долговременной памяти. Связь с кратковременной памятью заключается в получении в процессе учебных занятий необходимой информации. Связь с долговременной памятью можно характеризовать как доступ и использование способов обработки информации, что весьма характерна для учебной деятельности. Результаты психофизиологического тестирования показали, что у 90,5 % обследованной группы школьников средние, выше среднего и высокие уровни оперативной памяти. Интегральная оценка результатов тестирования по всем трем психофизиологическим методикам выявила довольно высокий уровень умственной работоспособности у абсолютного большинства обследованных. От 85,4% до 99,0% обследованных школьников относятся к классу среднего, выше среднего и высокого уровня умственной работоспособности, что согласуется с высоким уровнем учебной успеваемости обследованных и, возможно, свидетельствуют о более развитых механизмах запоминания и воспроизведения информации у данной группы школьников.

Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что основой формирования режима дня и образа жизни старшеклассников, ориентированных на интенсивное обучение, профессиональную ориентацию и мотивацию на поступление в высшее учебное заведение медицинского профиля, является довольно напряженная суммарная учебная нагрузка – 8-13 ч ежедневно. Подавляющее большинства обследованных школьников соблюдают основные, важные для здоровья и умственной работоспособности, гигиенические рекомендации по режиму дня, что в большей мере соответствует принципам здорового образа жизни. Интеллектуальные способности у 99 % школьников по результатам психофизиологического тестирования оцениваются как средний (66%) и высокий (33%). У большинства обследованных отмечены благоприятные (средний и высокий) уровни умственной работоспособности с некоторыми различиями в соотношении количественных и качественных ее показателей у разных индивидуумов.

Категория: Статьи на конференцию | Добавил: RooT (24.01.2008)
Просмотров: 507

Copyright Киричук Е.С. © 2018