Среда, 26.09.2018, 00:51
Приветствую Вас, Гость!

Региональная научно-
практическая конференция
«Окружающая среда и здоровье населения»

Категории каталога
Статьи на конференцию [91]

Главная » Статьи » Статьи на конференцию

Груздева О. А.

Очередной этап реорганизации государственной санитарно- эпидемиологической службы России, начавшийся в 2004 году в связи с проведением административной реформы в стране, привел к созданию единой федеральной централизованной системы Роспотребнадзора. Одним из элементов данной системы являются центры гигиены и эпидемиологии – учреждения, образованные для обеспечения деятельности органов, осуществляющих госсанэпиднадзор.

С целью разработки предложений и рекомендаций по совершенствованию деятельности учреждения нами проведено исследование по оценке эффективности деятельности в 2005-2006 годах филиала ЦГиЭ в г. Москве в ЦАО, в ходе которого были изучены данные о состоянии кадрового, финансового и материально- технического обеспечения учреждения.

Установлено, что организационная структура ЦГиЭ определяется потребностями в обеспечении надзора, в свою очередь зависящими от уровня санитарно-эпидемиологического благополучия территории, численности объектов и группой их санитарно- технического состояния, а также потребностями в спросе на услуги со стороны хозяйствующих субъектов.

Анализ кадрового ресурса выявил неподготовленность кадрового состава учреждения к началу реформ: цели, задачи реформ, основные направления деятельности не были понятны большинству сотрудников. Приоритетный отбор специалистов для государственной гражданской службы в территориальных органах Роспотребнадзора сказался на возрастном составе сотрудников ЦГиЭ в г. Москве и его филиалов (около трети сотрудников пенсионного возраста). Из-за текучести врачебного и среднего персонала ЦГиЭ испытывал трудности по обеспечению квалифицированными кадрами (аттестованных сотрудников –55,7%, имеющих сертификаты –73,8%).

Оценка финансового обеспечения позволила сделать вывод о том, что основными источниками финансирования также как и до реформирования являются доходы от предпринимательской деятельности (80-90%), на втором месте – средства федерального бюджета (20-10%). Установлено, что после реформирования не обеспечивается финансирование мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в целях реализации региональных и местных социальных программ из местного бюджета и бюджета субъекта РФ, что ухудшает финансовую устойчивость учреждения. Не используется механизм возмещения дополнительно понесенных расходов на проведение исследований и экспертиз в связи с выявленными нарушениями санитарного законодательства при проведении надзорных мероприятий.

Выявлено влияние комплекса факторов на внебюджетную деятельность ЦГиЭ, которая зависит от количества объектов и их характеристики, взаимодействия с Управлением Роспотребнадзора, организации и качества собственной деятельности учреждения. Основными видами деятельности, обеспечивающими доходы по платным услугам, являются микробиологические и санитарно- химические исследования и измерения (около 60%). Снизились доходы от проведения экспертиз видов деятельности и проектной документации в связи с уточнением и изменением функций.

Анализ расходов показал, что свою основную функцию по обеспечению надзора (проведение лабораторных и инструментальных исследований и измерений, экспертиз и др.) ЦГиЭ осуществлял за счет доходов от предпринимательской деятельности, а не за счет средств федерального бюджета. Расходы, понесенные для обеспечения деятельности органа, осуществляющего госсанэпиднадзор, превышают утвержденные расходы средств федерального бюджета в 2,7 раза.

Проведенный анализ функций учреждения позволил сделать вывод о том, что его структура, штаты и основные объемы работ по обеспечению надзора переориентируются на проведение лабораторно- инструментальных исследований.

Основными проблемами деятельности учреждения по обеспечению надзора являлись: несовершенство планирования, что привело к увеличению объема внеплановых работ (до 35 %); недостаточная унификация учетной и отчетной документации; невозможность обеспечения гарантированного дохода от внебюджетной деятельности.

Эффективность деятельности ЦГиЭ зависит от разработки и внедрения административных регламентов предоставления услуг, определяющих порядок взаимодействия между структурными подразделениями, должностными лицами, органом, осуществляющим госсанэпиднадзор, и заказчиками работ и услуг.

Таким образом, по нашему мнению, для оптимизации деятельности учреждения необходимо решить следующие задачи:

- улучшить профессиональную подготовку кадров в т. ч. за счет подготовки экспертов и специалистов немедицинского профиля;

- внедрить в деятельность учреждения программно-целевые методы бюджетного планирования для обеспечения бюджетного финансирования;

- заключать договора с органами исполнительной власти с целью поступления финансовых средств из бюджета субъекта РФ и местного бюджета на финансирование мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в целях реализации региональных и местных социальных программ;

- использовать механизм возмещения дополнительно понесенных расходов на проведение исследований, экспертиз в связи с выявленными нарушениями санитарного законодательства при проведении надзорных мероприятий;

- обеспечить совершенствование планирования деятельности учреждения и взаимодействия с территориальным органом Роспотребнадзора;

-совершенствовать материально- техническую базу испытательного лабораторного центра;

- продолжить дальнейшую разработку и внедрение регламентов по оказанию услуг.

С целью улучшения профессиональной подготовки врачей для работы в ЦГиЭ необходимо внести коррективы в программы обучения и предусмотреть изучение разделов экономики, менеджмента и правового обеспечения деятельности.

Категория: Статьи на конференцию | Добавил: RooT (31.01.2008)
Просмотров: 439

Copyright Киричук Е.С. © 2018