Четверг, 16.08.2018, 09:34
Приветствую Вас, Гость!

Региональная научно-
практическая конференция
«Окружающая среда и здоровье населения»

Категории каталога
Статьи на конференцию [91]

Главная » Статьи » Статьи на конференцию

Калашникова Н. К.

В настоящее время на экспертизу поступает документация на размещение дизель-генераторных установок мощностью от десятков до нескольких тысяч кВт. Такие установки состоят из дизельного двигателя и электрического генератора и в большинстве своём работают на дизельном топливе.

Дизель–генераторы работают автономно или являются источниками беспе-ребойного питания (ИБП) как резервные или аварийные. ИБП обязательны во всех зданиях для обслуживания линий связи, лифтов, аварийного освещения, устанавливаются в зданиях АТС, банках, больницах и т.п.

ИБП включаются при авариях, прекращении подачи электроэнергии по городской сети, при регламентных прокрутках 1 раз в месяц по 10-20минут. Для проверки работоспособности установки 1 раз в квартал проводится ее запуск на
0.5-1.0 часа.

Существует два варианта установки дизель-генератора: установка в помещении и вне помещения. Дизель-генератор, устанавливаемый вне помещения (за исключением установки в специальном контейнере-боксе) должен быть защищен от воздействия окружающей среды (пыли, дождя, снега, прямого солнечного света и т.д.). Если дизель-генератор будет использоваться короткое время, то допускается установка на грунт. При длительной эксплуатации рекомендуется подготовить соответствующий фундамент.

При установке дизель-генератора в помещении руководствуются следую-щими правилами: размеры помещения должны быть достаточны для свободного доступа к дизель-генератору.

Рекомендуемые размеры помещения следующие:

- длина - не менее двух длин ДГ; ширина – не менее двойной ширины ДГ;

  • высота помещения – достаточная для подъема наибольшей части ДГ;

  • помещение должно иметь проемы достаточной величины для забора воздуха;

- выхлопной трубопровод должен быть как можно короче и с меньшим количеством поворотов.

ИБП, как правило, располагаются в непосредственной близости от мест постоянного и временного пребывания людей, что часто приводит к возникновению нежелательных и даже вредных воздействий на человека и на окружающую среду. К таким воздействиям относятся вредные выбросы и повышенный шум.

Рассмотрим одно из воздействий – повышенное шумовое воздействие. Повышенные уровни шума, создаваемого при работе открыто установленной дизель-генераторной установки (95 -110 дБА), создают условия акустического дис-комфорта, мешают нормальному отдыху, трудовой деятельности людей.

Источниками шума являются дизельный двигатель с выхлопным трубопро-водом и электрический генератор. Дизельный двигатель и электрический генератор располагаются в помещении (в контейнере), выхлопной трубопровод дизельного двигателя выводится наружу.

При установке дизель-генератора в специально оборудованных боксах-контейнерах, стенки бокса должны иметь повышенную звукоизоляцию. На выхлопном трубопроводе дизельного двигателя необходимо предусмотреть специальные глушители промышленного изготовления с различными схемами сборки (в зависимости от заказа и стоимости). Например, в состав дизель-генератора производства Вилсон могут входить следующие типы глушителей на выхлопе газов: индустриальный глушитель (снижение шума 9 дБ), резидентный (снижение шума 25 дБ), критический (снижение шума 35 дБ).

Проектные организации представляют следующие шумовые характеристики дизель-генератора по данным фирм-изготовителей, таблица 1.

Таблица 1


Источники шума

Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц

31,5

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Дизель-генератор-тип V500K серии «Atlantic» фирмы SDMO мощностью 450 кВА

УЗМ выхлопной трубы с глушителем (дБ)


82

79

77

79

75

74

78

76

УЗМ ДГУ (ДБ)


82

90

94

106

109

110

106

101

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Эффективность глушителя на выхлопе (дБ)


27

35

41

43

45

42

40

38

Дизельная электростанция Р500Р1 компании Wilson марки 2806С - Е16ТА G4

УЗД на расстоянии 1м


69

77

88

96

100

99

92

82

Выброс газа

74

83

92

95

99

104

103

96

85

В контейнере «Квант-6» Дизель- генераторная установка производства FG Wilson

250 кВА/200 кВт с двигателем Perkins 1306 – E87TA (Великобритания)

Корпусный шум двигателя

74

79

84

85

86

86

85

84

81

Шум на выпуске газов

109

115

122

120

114

107

99

92

82

Шум на впуске и выпуске воздуха

95

98

89

88

89

93

93

93

85

Указано, что шумопоглощающий кожух (контейнер) типа «Квант-6» имеет

звукоизоляцию 25 дБА

Дизель-генераторная установка мощностью 330 кВА фирмы Chloride (Италия)

УЗД на расстоянии 1 м от контейнера (каталог)

85

85

81

80

72

72

67

62

61

УЗМ на системе выпуска газов без глушителя (каталог)

127

133

128

125

123

118

113

113

113

Указано, что снижение шума глушителем 40 дБА

Глушитель шума (каталог)

28

28

35

42

43

45

42

41

38


Дизель-электрические агрегаты с дизелями ряда ЧН36/45 ОАО РУНО (марки агрегатов ДГ72М-400….ДГ99-10500) работают на дизельном и моторном топливе. Могут работать автономно и в общей сети. Уровень звука 101 дБА.

Дизель-генераторная установка мощностью 330 кВА фирмы Chloride (Италия). На время запуска и подключения осуществляется обеспечение электроэнергией от заряженных аккумуляторных батарей (источников бесперебойного питания). Длина глушителя около 2 м. Звуковая мощность шума КДЭС в каталоге фирмы 98 дБА.

При проведении измерений, при рассмотрении акустических расчётов в проектной документации выявлено, что при обычной схеме использования контейнеров (либо боксов) их звукоизоляции оказывается недостаточной. Дело в том, что при работе дизельного двигателя и электрического генератора выделяется большое количество тепла, которое необходимо удалять из бокса. С этой целью в стенках бокса оборудуются два проёма: один для удаления нагретого воздуха, другой для подачи с улицы холодного воздуха. Площадь каждого из проёмов составляет 1÷1,5 м2. Для циркуляции воздуха в боксе (обдува дизельного двигателя и генератора) используется система воздушного охлаждения дизельного двигателя. Учитывая, что звукоизолирующая способность открытого проёма равна нулю, звукоизоляция бокса с открытыми проёмами значительно ниже по сравнению со звукоизоляцией бокса с глухими стенками. Особенно это заметно при измерениях шума в точках со стороны открытых проёмов. Примеры приведены в таблице 2.

Таблица 2


Источники шума

Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц

дБА

31,5

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000


УЗД при работе ДГ внутри бокса

90

86

94

104

101

102

99

94

85

106

УЗД у решетки выброса горячего воздуха Sреш.=1,1х 1,4h м (на улице), r = 1 м

85

87

87

102

95

95

93

86

79

100

УЗД у бокового проёма притока холодного воздуха на r =1м (на улице)

73

88

70

78

76

75

71

67

58

79

УЗД со стороны проёма выброса горячего воздуха на расстоянии 16 м

На расстоянии 6м

68

77

70

79

69

79

73

85

69

81

74

82

74

80

66

74

57

65

79

86

УЗД с противоположной стороны (глухая стена бокса) на r=15 м

68

61

54

59

53

47

51

45

34

57


С целью усиления звукоизоляции бокса-контейнера стенки с внутренней стороны облицовывают звукопоглощающими материалами типа минеральной ваты, которую закрывают затем сплошным листом жести либо другим листовым материалом. Последний лишь ненамного улучшает звукоизоляцию стенок бокса. При этом полностью исключается эффект звукопоглощения, который создаётся матами из минеральной ваты, если они закрываются не сплошным, а перфорированным покрытием. Кроме того, сплошное покрытие из жести либо другого листового материала создаёт обратный звукопоглощению эффект – отражение звука. Отражение увеличивает уровень шума внутри контейнера в результате снижения звукоизоляции.

Наличие открытых проёмов в стенках бокса ДГ обуславливает направленное излучение шума. При этом максимальное излучение отмечается с торца бокса, где расположена решётка выброса горячего воздуха, минимальное – с противоположной стороны у глухой стены бокса. Разница уровней, измеренных на расстоянии 1 м от ограждений стационарного бокса (стены из кирпича 250 мм), при работе ДГ Р350 составила до 23 дБА, а на расстоянии 15 м - 22 дБА.

Проведенные измерения уровней инфразвука, излучаемого дизель-генератором, показали, что на расстоянии 1 м от корпуса уровни звукового давления выше допустимых, таблица 3.

Таблица 3

Величина

УЗД в октавных полосах частот, Гц

2

4

8

16

L допустимый дБ

90

85

80

75

L измеренный

89

91

84

81


Выводы.

1. При работе ДГ шум излучается через выхлопной трубопровод, решётку выброса горячего воздуха, решётку притока холодного воздуха и через стены и перекрытие контейнера (помещения), в котором находится агрегат. Согласно планировочной ситуации в проектной документации рассчитываются глушители на выбросе газа из двигателя, на вентиляционные проемы.

2. Глушители шума, устанавливаемые на выхлопной трубопровод ДГ, имеют различную эффективность. Применяя различные комбинации предлагаемых фирмой глушителей, можно подобрать глушитель или набор глушителей для снижения шума трубопровода ДГ на необходимую величину.

3. Шум, излучаемый через ограждающие конструкции ДГ, характеризуется направленностью, которую необходимо учитывать в расчётах и при расположении ДГ в конкретной ситуации на плане.

4. Звукоизоляция контейнеров ДГ определяется конструкцией ограждений, материалами, их весом, толщиной, а также наличием звукопоглощающих материалов и их покрытием. Звукопоглощающие материалы и конструкции должны закрываться со стороны шума звукопрозрачными покрытиями типа перфорированных листов оцинкованного железа или сетки в сочетании со стеклотканью и т.п.

5. Дизель генератор должен быть установлен жестко на фундамент. Однако при установке агрегата в подвале здания или на первом этаже пол помещения с дизель-генератором должен быть оторван от конструкции здания акустическим швом.

6. При приемке дизель-генератора в эксплуатацию следует проводить измерения уровней шума в звуковом, низкочастотном и инфразвуковом диапазонах частот.


Литература

  1. СНиП 23-03-2003 «Защита от шума»

  2. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»

Категория: Статьи на конференцию | Добавил: RooT (02.02.2008)
Просмотров: 461

Copyright Киричук Е.С. © 2018