Пятница, 15.12.2017, 05:16
Приветствую Вас, Гость!

Региональная научно-
практическая конференция
«Окружающая среда и здоровье населения»

Категории каталога
Статьи на конференцию [91]

Главная » Статьи » Статьи на конференцию

А.В. Леонов

Целью данного исследования явилось применение групповых оценок состояния здоровья школьников для оценки санитарно-гигиенического благополучия школы, путем сравнения со шкалой рейтинговых оценок и разработка математических моделей изменчивости показателей здоровья в зависимости от изменчивости критериев санитарно-гигиенического обеспечения (СГО) школы.

Единицей наблюдения была группа школьников, объединенных одной ступенью обучения с определенными оценками СГО. Матрицу данных сформировали оценки СГО 10 школ, включающих по три ступени обучения каждая. Матрицу дополнили информацией о состоянии здоровья школьников:

  • физическое развитие (длина, масса тела, окружность грудной клетки, ЧСС, артериальное давление, ЖЕЛ, динамометрия) – доля школьников в каждой ступени с высокими, средними и низкими показателями:

  • уровень патологической пораженности, распространенность морфофункциональных отклонений (МФО) и хронических заболеваний (ХЗ), заболеваемости по обращаемости, распределение детей по группам здоровья по комплексной оценке, кратность обращений в ЛПУ.

Провели корреляционный анализ, в котором каждая группа школьников, объединенных по схожести параметров здоровья, сопоставлялась со всем перечнем критериев СГО. Выявили достоверные связи между условиями внутришкольной среды и групповыми характеристиками здоровья. Результаты анализа интерпретировали следующим образом:

  • среди критериев санитарно-гигиенического обеспечения выраженными связями характеризовалась организация учебного процесса – один из управляемых факторов внутришкольной среды;

  • неудовлетворительная организация учебно-воспитательного режима сочеталась с высокими значениями артериального давления и частоты сердечных сокращений у учащихся. Уровень патологической пораженности также выше в школах, где не соблюдаются требования к режиму обучения;

  • учащиеся с низкой массой тела чаще встречались в школах, расположенных на экологически неблагополучных территориях, в этих же школах выше уровень патологической пораженности и МФО;

  • состояние учебных помещений влияло на представительство детей с низкими значениями массы тела;

  • в учреждениях с благоприятным состоянием учебных помещений выше доля детей с повышенной массой тела, там же реже встречались школьники с низкими показателями кистевой динамометрии, выше «индекс здоровья»;

  • неблагоприятный воздушно-тепловой и световой режим, вызывающие напряжение систем терморегуляции и создающие повышенную нагрузку на зрительный анализатор способствовал артериальной гипертензии;

  • уровень патологической пораженности является индикатором уровня санитарно-гигиенического обеспечения школы;

  • данные обращаемости школьников в ЛПУ противоречивы. Доля не болевших за год детей выше в школах с лучшим состоянием общешкольных помещений, однако кратность обращений выше в школах с лучшей организацией обучения. Видимо, обращаемость больше зависит от медико-социальных факторов.

Методом множественного регрессионного анализа изучили изменчивость показателей состояний здоровья в зависимости от изменчивости критериев санитарно-гигиенического обеспечения. Элиминировав статистически незначимые и мультиколлинеарные факторы, получили адекватные модели.

Модель распространенности МФО (%) в зависимости от качества критериев санитарно-гигиенического обучения:

МФО = 5421,42 – 1165,95 х G1 – 1044 х G10 + 495,55

где G1 -месторасположение участка, G10 - медицинское обеспечение

Данная модель значима при р=0,001. Моделью описывается 16,2% тотальной дисперсии. При оптимальных значениях обсуждаемых критериев СГО уровень МФО будет составлять 3210,6%, а при крайней степени несоответствия - уровень МФО будет 5421,4%. Таким образом, учитывая фактический уровень МФО, равный 3850,2%, можно констатировать, что оптимизация данных критериев СГО приведет к снижению распространенности МФО на 16,6%.

Использование уровня хронической заболеваемости не привело к получению логически интерпретируемой модели. Объяснили этот факт, с одной стороны, высокой вариабельностью критериев СГО внутри одного учреждения, когда наличие оптимальных и крайне неудовлетворительных параметров окружающей среды вызывают заболевания. С другой стороны, существует целый ряд не изученных нами факторов, способствующих развитию заболеваний школьников.

Получили модель уровня патологической пораженности (%), в зависимости от качества критериев санитарно-гигиенического обеспечения:

ПП = 9191,1 – 1570,15 х G1 - 3807,51 х G7 + 787,645

где G1 - месторасположение участка, G7 - организация учебного процесса

Данная модель значима при р=0,0001. При оптимальных значениях обсуждаемых критериев СГО уровень патологической пораженности будет составлять 3813,4%, а при крайней степени несоответствия – 9191,1%. Учитывая фактический уровень ПП можно констатировать, что существует широкий диапазон колебаний, а следовательно, есть возможности как улучшения состояния здоровья через коррекцию факторов внутришкольной среды, так и его дальнейшего ухудшения.

Изучили влияние факторов внутришкольной среды на распространенность МФО и ХЗ по каждому классу МКБ-10. Получили статистически значимые корреляционные связи, имеющие обратный характер, то есть ухудшение качества СГО может быть рассмотрено в качестве факторов риска увеличения той или иной патологии. Выявили конкретные органы и системы, чувствительные к влиянию различных компонентов внутришкольной среды.

Особый акцент необходимо сделать на организацию учебного процесса. И на индивидуальном, и на групповом уровнях этот фактор более других сопряжен с состоянием здоровья. Санитарно-гигиеническое обследование выявило, что основным недостатком является несоответствующая гигиеническим требованиям учебная нагрузка и ее распределение в течение дня и недели. Это диктует необходимость оптимизации, регламентации образовательных нагрузок, рационализации учебного расписания. Особенно актуальна эта задача применительно к учащимся второй и третьей ступени обучения, испытывающим наибольшую учебную нагрузку.

Категория: Статьи на конференцию | Добавил: RooT (02.02.2008)
Просмотров: 255

Copyright Киричук Е.С. © 2017