Вторник, 22.05.2018, 03:11
Приветствую Вас, Гость!

Региональная научно-
практическая конференция
«Окружающая среда и здоровье населения»

Категории каталога
Статьи на конференцию [91]

Главная » Статьи » Статьи на конференцию

Сухарев А.Г.

Проблема сохранения и укрепления состояния здоровья школьников становится все более актуальной и особенно в условиях модернизации общего образования в стране. В соответствии с «Законом об Образовании» и Постановлением Правительства РФ № 224 от 23.03.01г. модернизация общеобразовательной школы заключается не только в повышении качества образования, но и в укреплении здоровья учащихся.

Назрела острая необходимость совершенствования методологии создания информационно - аналитического фонда, который объединил бы систематизированные данные о состоянии здоровья учащихся и образовательной среды. Это необходимо для формирования эффективной системы принятия управленческих решений по снижению негативного влияния факторов образовательной среды на здоровье детей и подростков.

В этой связи приоритетным направлением в решении данной проблемы является развитие системы мониторинга состояния здоровья учащихся и образовательной среды, используя современную технологию, основанную на применении методов донозологической диагностики адаптационных возможностей детского организма. Донозологическая диагностика направлена

на выявление изменений функционального состояния организма, предшествующих развитию заболеваний. Она дает возможность обнаружить возникающие под влиянием неблагоприятных факторов среды самые минимальные отклонения, еще до того как официальные органы здравоохранения зафиксируют патологию, а также выделить «группы риска» для проведения профилактических и оздоровительных мероприятий.

В системе мониторинга здоровья школьников целесообразно использовать наиболее информативный, экспрессный, неинвазивный метод донозологической диагностики каким является анализ вариабельности сердечного ритма. Этот метод позволяет: 1) определить уровень здоровья детей и «структуру здоровья» отдельных коллективов; 2) выявить распространенность донозологических и преморбидных состояний; 3) дать количественную оценку процесса адаптации на воздействие факторов образовательной среды; 4) осуществить динамический донозологический контроль за состоянием здоровья учащихся и за организацией их обучения.

Образовательная среда, как комплекс факторов, состоящих из учебной нагрузки, технологии обучения, режима и условий обучения прямо или косвенно воздействует на организм ребенка (подростка), формируя состояние его здоровья. В тех случаях, когда образовательная среда оказывается оптимальной происходит благоприятный процесс роста и развития детского организма, а также расширение его адаптационных возможностей, что обеспечивает тренированность всех функциональных систем и снижение заболеваемости. Образовательная среда, не соответствующая гигиеническим нормам, способствует формированию различных донозологических и патологических состояний у школьников. Доля вклада образовательной среды в формирование здоровья учащихся, согласно нашим исследованиям, находится в пределах 20 - 30%. Оценка образовательной среды на разных ступенях обучения позволит на основе объективных данных определять наиболее оптимальные параметры и ранжировать факторы риска для принятия управленческих решений по сохранению и укреплении здоровья школьников.

С целью эффективного управления образовательной средой необходима совместная работа специально подготовленных работников школ, которые должны владеть методикой изучения образовательной среды и проводить мониторинг её состояния. Кроме того, данная группа педагогов должна обладать знаниями и умениями по разработке школьных целевых профилактических программ.

Внедрение современной технологии мониторинга состояния здоровья детей и образовательной среды в работу образовательных учреждений позволит: - проводить динамическое наблюдение и анализ состояния здоровья учащихся с учетом возрастных особенностей и выделением периодов повышенной чувствительности к среде (экосенситивных);

- прогнозировать риск развития заболеваний на индивидуальном и групповом уровнях путем регистрации физиологических параметров в динамике;

- выделять «группы риска» детей с донозологическими и преморбидными состояниями, требующими проведения профилактических и оздоровительных мероприятий с учетом индивидуальных адаптационных возможностей организма;

- проводить комплексную оценку образовательной среды с определением ведущих факторов риска, оказывающих влияние на формирование здоровья учащихся;

- устанавливать причинно-следственные связи между состоянием здоровья школьников и приоритетными факторами риска образовательной среды для эффективного и целенаправленного управления здоровьем, как индивидуума, так и коллектива.

Таким образом, для успешного проведения целенаправленной работы по снижению заболеваемости, сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательных учреждениях необходимо динамическое наблюдение за состоянием их здоровья и факторами риска образовательной среды с последующей коррекцией реализуемых профилактических и оздоровительных мероприятий.

Категория: Статьи на конференцию | Добавил: RooT (29.01.2008)
Просмотров: 282

Copyright Киричук Е.С. © 2018