В последние годы отмечаются
негативные тенденции в состоянии
здоровья детей. Рост заболеваемости
выявлен практически по всем классам
болезней. Ученые в области медицины,
педагогики и в других областях науки с
беспокойством и тревогой констатируют
ухудшение здоровья подрастающего
поколения. В настоящее время общепризнано,
что здоровье детского населения
характеризуется не только наличием
или отсутствием заболеваний, но также
гармоничным и соответствующим
возрасту развитием, нормальным уровнем
функций.
Рост и развитие детей - главные
индикаторы состояния их здоровья.
Поэтому физическое развитие является
одним из важнейших показателей условий
жизни и воспитания подрастающего
поколения и служит объективным
методом контроля эффективности
оздоровительных мероприятий.
В настоящее время отмечается
факт стремительного роста числа детей
с недостатками развития, включая
логопедические расстройства. Анализ
научной литературы по проблемам речевой
патологии, ее этиологии и социальной
адаптации детей-логопатов свидетельствует
о том, что положение данного контингента
в современной России вызывает обоснованную
тревогу у общественности. Дефекты речи
детей в возрасте 5-7 лет составляют
15-30%.
Расстройства речевого развития
оказывают отрицательное влияние на
состояние здоровья и развитие ведущих
физиологических систем организма. При
отсутствии своевременной помощи со
стороны педагогов, медиков, родителей
у большинства детей речевые проблемы
осложняются патохарактерологическим
развитием личности, возможны агрессивность,
чрезмерная расторможенность, повышается
истощаемость нервной системы, наблюдается
дефицит внимания, память и работоспособность
снижены.
Целью настоящей работы
явилось изучение состояния здоровья и
физического развития детей коррекционных
логопедических групп, посещающих ДОУ
г. Курска.
Материалы и методы исследования.
Исследования проводились методом
естественного гигиенического эксперимента
на базе ДОУ комбинированного типа №№
9, 33, 98 г. Курска. Опытную группу составили
136 детей с расстройствами речевого
развития, контрольную – 60 детей без
дефектов речи.
Комплексная оценка состояния
здоровья всех обследуемых проводилась
на основании анализа заболеваемости,
оценки физического развития, функционального
состояния, нервно-психического статуса
в соответствии с приказами МЗ РФ от
30.12.2003 г. № 621 «О комплексной оценке
состояния здоровья детей», от
15.03.2002 г. № 81 «О проведении Всероссийской
диспансеризации детей в 2002 году».
Статистическую обработку
полученных данных производили на
персональном компьютере IBM PC-AMD Athlon 3000+
в среде Windows XP Professional SP2 с помощью
прикладного пакета программ Microsoft Office
– Excel 2003, Statistica 6.0.
Результаты. Проведенное
исследование установило существенные
различия показателей физического
развития детей коррекционных логопедических
и общеобразовательных групп ДОУ г.
Курска.
Как видно из данных, представленных
на рис. 1, средние показатели длины и
массы тела, а также окружности грудной
клетки (ОГК) детей 5-6 лет общеразвивающих
групп соответствуют среднему и выше
среднего уровню физического развития.
Аналогичные показатели детей коррекционных
логопедических групп того же возраста
соответствуют ниже среднего и низкому
уровню физического развития.
Расстройства речевого развития
не оказывают влияния на массу тела,
однако существенно сказываются на длине
тела и окружности грудной клетки детей.
По длине тела мальчиков
общеразвивающих и коррекционных групп
разница составила 2,5-5,3 см, а по массе
тела достоверных различий не выявлено.
Среди девочек разница выявлена только
по длине тела (3,0-3,8 см). Средние показатели
ОГК детей общеразвивающих групп
превосходят показатели детей с
логопедическими дефектами на 2,2-3,7 см
среди девочек и мальчиков (рис. 1).
![](http://konferenciya.at.ua/_pu/0/64140.png)
Рис. 1.
Показатели физического развития детей
5-6 лет,
посещающих
дошкольные образовательные учреждения
г. Курска
Установлено, что показатели
здоровья детей с логопедическими
дефектами значительно хуже, чем у детей,
не имеющих отклонений речевого развития.
В структуре отклонений первое место по
распространенности занимали патологические
состояния нервной системы – 28,3%, затем
заболевания органов дыхания – 22,5%,
отклонения со стороны опорно-двигательного
аппарата – 20,8%, различные аллергические
реакции – 14,2%, заболевания органов
пищеварения – 8,4% и заболевания глаз –
5,8%.
Сравнительный анализ распределения
детей общеразвивающих и коррекционных
логопедических групп по группам здоровья
(ГЗ) показал, что количество здоровых
детей (I ГЗ) в общеобразовательных
группах составляет 13,7%, в то время как
среди их сверстников в коррекционных
логопедических группах таковых не
выявлено (рис. 2). Комплексная оценка
состояния здоровья детей показала, что
количество детей с функциональными
отклонениями (II ГЗ) в
коррекционных логопедических группах
выше в 1,3 раза, с хроническими заболеваниями
(III-IV ГЗ)
выше в 1,7 раза по сравнению с детьми
общеразвивающих групп.
![](http://konferenciya.at.ua/_pu/0/s29329.jpg) Рис.
2. Распределение по группам здоровья
детей, посещающих ДОУ.
Различные функциональные
отклонения в состоянии здоровья имеют
70,6% детей с расстройствами речевого
развития, а также почти треть данного
контингента страдает хроническими
заболеваниями в стадии компенсации
(28,6%) и декомпенсации (0,7%).
Таким образом, полученные данные
свидетельствуют о том, что логопедические
дефекты оказывают отрицательное влияние
на состояние здоровья и развитие ведущих
физиологических систем организма.
Выявленные отклонения в состоянии
здоровья и развития детей с патологией
речи указывают на необходимость
организации воспитания и обучения,
оздоровительно-реабилитационных
мероприятий, учитывающих в полной мере
особенности функциональных возможностей
и состояния здоровья детей коррекционных
логопедических групп. Планируется
разработать модель оптимальной
организации обучения, воспитания и
оздоровления детей с расстройствами
речевого развития в ДОУ, построенную
на принципах преемственности не только
педагогических, но и оздоровительных
технологий на разных этапах обучения
и воспитания.
|