Современное
состояние окружающей среды в России
подтверждает углубление экологического
кризиса. Выживание человечества сегодня
зависит от него самого. Человек может
устранить угрозу экологического краха,
если сумеет изменить стиль своего
мышления и деятельности, придать им
экологическую направленность. В связи
с этим возрастает роль образования,
обладающего возможностью формирования
экологической культуры, слагаемыми
которой являются экологические знания,
создающие основу адекватного отношения
человека к экологическим проблемам, и
практическое их применение в
профессиональной деятельности и быту.
Экологизация
системы образования – это характеристика
тенденций проникновения экологических
идей, понятий, принципов, переходов в
другие дисциплины, а также подготовка
экологически грамотных специалистов
различного профиля.
Особую
роль в развитии экологической культуры
молодежи могут сыграть вузовские курсы
химии. Для большинства людей химия и
экология – два противоположных и
взаимоисключающих понятия. Именно в
химии и видят главного врага окружающей
среды. Действительно, химическое
производство нанесло немалый вред
природе, однако, экологические проблемы
порождает не химия, а использование ее
достижений экологически неграмотным
человеком.
Изучение
химических аспектов экологии является
важной составной частью образования
человека, так как с одной стороны в
основе большинства экологических
проблем лежат конкретные химические
процессы, а с другой – решение этих
проблем связано с достижениями химической
науки. Для студента-медика это важно
еще и потому, что здоровье человека
тесно связано с состоянием окружающей
среды.
Информация
по проблемам окружающей среды введена
в учебные курсы органической и
биоорганической химии на всех факультетах,
с учетом специфики преподавания предмета.
Экологические аспекты связываются с
воспитательными.
Так, в курсе
органической химии для студентов
фармацевтического факультета
рассматриваются химические основы
токсического действия различных
органических соединений, методы их
идентификации, которые могут быть
использованы в токсикологическом
анализе, для контроля за состоянием
окружающей среды.
В курсе
органической химии с основами химии
биологически активных соединений для
студентов-биотехнологов рассматриваются
также экологические аспекты промышленного
синтеза органических соединений.
Курс
биоорганической химии для студентов
медицинских специальностей включает
вопросы химических превращений различных
классов соединений в организме и проблемы
минимизации их вредного воздействия
на организм человека. Особенно актуальны
эти знания в профессиональном становлении
специалиста в области медико-профилактического
дела.
Подготовленные
кафедрой биоорганической химии пособия
по организации самостоятельной работы
студентов также включают проблемные
задачи экологической направленности.
С целью
углубления знаний студентов в этой
области нами разработан элективный
курс «Метаболизм ксенобиотиков».
В данном курсе рассматриваются химические
превращения основных классов органических
соединений, в том числе промышленных
химикатов, пестицидов и гербицидов,
различных групп лекарственных препаратов,
пищевых добавок и красителей в организме
человека. Знание путей метаболизма
чужеродных соединений позволяет
уменьшить последствия их токсического
воздействия на организм, предложить
методы детоксикации. Студентами-кружковцами
выполняются курсовые работы по
экологической тематике («Механизм
токсического действия нитратов и
нитритов на организм человека»,
«Проблема диоксинов», «Биодеградирующие
полимеры», «пути естественного
метаболизма углеводородов в природе»
и др.).
Таким
образом, экологизация курса органической
химии позволяет подготовить специалистов,
обладающих более высокой экологической
культурой. Проблемой же этого процесса
является переход от «теоретической»
экологии к ее деятельно-практическим
формам.
|