Эффективность
работы и модернизации системы российского
здравоохранения в значительной степени
зависит от качества профессиональной
подготовки будущих специалистов еще
на этапе их обучения в ВУЗе [1].
Продолжающееся
реформирование высшего профессионального
образования, в том числе и медицинского,
осуществляется в сложных экономических
условиях, на фоне противоречивых явлений
в обществе и студенческой среде. Эти
явления связаны с трудностями формирования
самосознания молодежи, с их социальной
пассивностью, снижением культурного и
нравственного уровня, с ослаблением
мотивированности к выбору профессии и
стремления к самообразованию [2
].
Современная
ситуация, в которой осуществляется
профессиональное и личностное становление
студентов, требует рассматривать
подготовку будущих специалистов
медико-профилактического дела в широком
образовательном контексте, включающем
не только непосредственно обучение, но
и воспитание, и развитие способностей
к самостоятельному принятию решений.
Поэтому уже при формировании общей базы
исходной теоретической подготовки
специалиста необходимо учитывать
специфику получаемой профессии, делая
акцент на формирование специальных
знаний и умений.
Нормальная
физиология относится к блоку
медико-биологических дисциплин и,
являясь фундаментальной наукой, занимает
одно из ведущих мест в системе медицинского
образования. Преподавание нормальной
физиологии осуществляется на основании
типовой программы по данной дисциплине,
разработанной ведущими специалистами
в данной отрасли и утвержденной
Министерством образования и науки РФ
[4]
и
рабочей учебной программы, разработанной
на кафедре.
Главной целью изучения данной дисциплины
является глубокое усвоение студентами
физиологии человека, обеспечивающее
понимание организации, осуществления
и регуляции физиологических функций,
которое необходимо для изучение других
дисциплин, а также возможность в
последующем применения полученных
теоретических знаний и умений в
практической деятельности специалиста
медико-профилактического дела. Поэтому
основными задачами преподавания
нормальной физиологии на факультете
медико-профилактического дела являются:
формирование системных представлений
о механизмах жизнедеятельности организма
как целого и его взаимодействии с внешней
средой, рассмотрения закономерностей
функционирования органов и систем и
механизмов их регуляции, формирования
навыков логического физиологического
мышления на основе современных теорий
философского мировоззрения, а также
освоения методов исследования
физиологических функций организма в
эксперименте на животных и методов
функциональной диагностики , позволяющих
оценить их уровень активности у человека
и используемых с целью диагностики в
клинической практике, получения знаний
и умений , необходимых для изучения
последующих дисциплин учебного плана
подготовки специалиста медико-профилактического
дела..
Важной
составляющей формирования компетентности
будущего специалиста данного профиля
является овладение им основных
методических приемов исследования
физиологических функций организма на
уровне знаний и умений. Этому разделу
учебной деятельности студента в последнее
время придается особенно большое
значение. Типовая программа и рабочая
учебная программа содержат, выделенный
отдельным пунктом, перечень практических
навыков. После изучения курса нормальной
физиологии студент должен знать и уметь
использовать такие важные методические
приемы как электрокардиография,
спирометрия, исследование энергетических
затрат человека, принципы составления
пищевых рационов, определение умственной
и физической работоспособности человека.
В учебном плане также предусмотрено,
что студент должен уметь определить и
оценить показатели общего анализа крови
и анализа мочи, параметры жизненной
емкости легких человека, должные величины
основного обмена, характер проприоцептивных
рефлексов человека, состояние зрительной
сенсорной системы, основные параметры
функционирования сердечно-сосудистой
системы на основе измерения артериального
давления и определения характеристик
пульса, оценить функции эндокринных
желез. Кроме того, студент должен иметь
представления о методах исследования
сенсорных систем человека, моторной и
секреторной функции пищеварительного
тракта, электро- и реоэнцефалографии,
стереотаксической методике. Все эти
вопросы при рассмотрении их в курсе
физиологии обязательно профилизируются
с учетом экологических и гигиенических
факторов внешней среды.
Основное
содержание дисциплины состоит из
шестнадцати разделов. В течение двух
семестров изучаются основные понятия
физиологии, принципы и механизмы
регуляции функций. Далее рассматриваются:
физиология возбудимых тканей, функции
центральной нервной системы, функции
эндокринной системы, физиология крови.
Большое внимание уделяется физиологии
сердечно-сосудистой системы, дыхания
и пищеварения. Рассматриваются вопросы
терморегуляции и механизмы выделения,
метаболические основы физиологических
функций. В завершение рассматривается
физиология сенсорных систем (анализаторов)
и высшей нервной деятельности.
Организация
преподавания нормальной физиологии на
факультете медико-профилактического
дела потребовала создать на основании
типовой программы по нормальной
физиологии учебную рабочую программу,
отвечающую особенностям специальности
«медико-профилактическое дело»,
в которой была отражена специфика
получаемой специальности и сделаны
соответствующие акценты изучения
вопросов учебного материала. Модернизация
учебно-методического комплекса на
факультете медико-профилактического
дела нашла свое выражение в разработанных
специальных методических рекомендациях
к лабораторным занятиям по нормальной
физиологии для студентов , в которые
были внесены дополнительные учебные
элементы плана проведения практических
и итоговых занятий [3].
Соответствующие изменения нашли свое
отражение и в методических рекомендациях
к этим занятиям для преподавателей.
С этой целью
в методические рекомендации введен
раздел «профильные специализированные
вопросы для студентов факультета
медико-профилактического дела».
Специализированные вопросы формулировались
соответственно теме занятия с учетом
профилизации обучения на факультете.
Дополнительно изучаемый учебный материал
дисциплины охватывает широкий круг
проблем современной физиологии и
медицинской науки. В частности, подробно
рассматриваются вредные факторы
производств и окружающей среды, механизмы
их действия на функционирование органов
и систем человека. Большое внимание
уделяется основным физиологическим
показателям как маркерам здоровья
человека, учитываемым при профилактических
осмотрах.
Сделаны
акценты на характеристиках функционального
состояния органов и систем, в частности,
центральной нервной системы, мышечной,
сенсорных систем и высшей нервной
деятельности, которые необходимо
учитывать при проведении профессиональных
отборов и профессиональной ориентации
на различные виды производства. Особое
внимание уделяется системному подходу
в оценке физиологических функций
организма и здоровья человека, что
несомненно важно для врача-гигиениста.
Физиологические основы здорового образа
жизни, профилактика вредных привычек,
принципы рационального и диетического
питания, лечебного голодания так же
нашли отражение в преподавании нормальной
физиологии на факультете
медико-профилактического дела. В плане
формирования практических навыков и
умений основной упор сделан на освоение
лабораторной диагностики и соответствующих
методических приемов функционального
обследования человека.
Таким образом,
наш многолетний опыт профилизации
преподавания нормальной физиологии
как дисциплины учебного плана студентов
второго курса факультета
медико-профилактического дела,
направленной на формирование системы
специализированных знаний в соответствующей
области фундаментальной медицинской
науки, позволяет оптимизировать
научно-методический уровень изложения
учебного материала и существенно
повысить качество подготовки будущих
специалистов.
Литература.
1.
Лазарев
А.И. Современные
информационные технологии в образовании
. Стратегия и тактика инновационного
обучения. // Современные информационные
технологии в образовании. Курск, КГМУ.
- 2001.- С.3 - 6
2.
Лазарев
А.И., Конопля А.И., Степашов Н.С. Система
воспитания студентов Курского
государственного медицинского
университета: концептуальные и
технологические основы. Издание 2-е,
дополненное. - Курск: КГМУ, 2006. - 252 с.
3.
Методические
рекомендации к лабораторным занятиям
по нормальной физиологии (для студентов
лечебного и стоматологического
факультетов и факультета
медико-профилактического дела) / А.В.
Завьялов, А.П. Должиков, Ю.Г. Ткаченко и
др. - Курск: КГМУ, 2001. - 168 с.
4.
Примерная
программа по дисциплине нормальная
физиология. Для специальности 060101
(040100) — Лечебное дело. - М.: ФГОУ «ВУНМЦ
Росздрава», 2006. - 40 с.
|