Современное
школьное образование, для которого
характерно интенсификация обучения,
увеличение объема школьной и внешкольной
нагрузки, представляет повышенные
требования к молодому организму.
Состояние здоровья детей школьного
возраста зависит от биологических,
психологических, микросоциальных
факторов. Ведущую роль среди них играют
внутришкольные факторы, которые в
значительной степени обусловливают
жизнедеятельность ребенка на протяжении
длительного школьного периода.
Целью нашей
работы явилось изучение организации
учебного процесса в общеобразовательных
учреждениях г. Калуги: гимназии № 9 и
средней школы № 50, а также МОУ № 2 и №
33 г. Смоленска.
Критериями
оценки педагогического процесса были
выбраны величины дневной и недельной
учебной нагрузки учеников разного
возраста (4,7, 9 классы), расписание уроков
(по ранговой шкале трудности предметов
с использованием методики Сивкова И.
Г. для средних и старших классов и
Агаркова В. И. для младших школьников),
наличие или отсутствие сдвоенных уроков,
количество уроков физкультуры и труда,
их место в расписании дня и недели.
Функциональное состояние ЦНС оценивалось
по результатам изучения умственной
работоспособности с помощью корректурной
пробы В. Я. Анфимова. Проведено анонимное
анкетирование 114 учащихся 9-х классов с
использованием специально разработанной
анкеты для оценки режима дня
старшеклассников.
Установлено,
что условия обучения в гимназии г. Калуги
и школе № 33 г. Смоленска существенно
отличаются от таковых в школах № 50 и №
2 по насыщенности расписания предметами
высокой сложности, объему учебной
нагрузки, неблагоприятным соотношением
занятий с динамическим и статическим
компонентом. Превышение максимально
допустимой нагрузки на 2-5 часов наблюдалось
в гимназии и школе № 33 у учащихся 9
классов.
Нередко
расписание составляется без учета
динамики умственной работоспособности
и ранговой шкалы трудности предметов.
В значительном числе случаев учебный
день школьников начинался с трудного
предмета или заканчивался им. Уроки с
преобладанием динамического компонента
(физкультура, труд) проводились в часы
максимальной работоспособности или
как первым, так и последним уроком. В
отдельных классах урок физкультуры
проводился два дня подряд (четверг,
пятница), что снижало его положительный
тренирующий эффект.
Не
учитывалась динамика и недельной
работоспособности: понедельник и (или)
пятница – один из самых тяжелых дней,
как по количеству, так и по трудности
предметов, а вторник и среда – дни
наиболее благоприятные, были с наименьшей
нагрузкой. С четверга обычно наблюдается
снижение работоспособности, однако, в
расписании отдельных классов – это
один из загруженных дней.
Предметы
повышенной сложности (математика,
информатика, иностранный язык и др.)
проводятся у старшеклассников 5-6 уроками
по счету, в один день включены в расписание
предметы, требующие длительного времени
для подготовки (литература, история,
география, биология). Наибольшее
количество уроков нередко проводилось
в дни с низкой работоспособностью –
понедельник, пятница и даже суббота.
Анализ
расписания свидетельствует, что нет
рационального чередования предметов
математического и гуманитарного циклов,
а также уроков, требующих максимальной
умственной нагрузки, и связанных с
динамическим компонентом, то есть не
учитывается динамика дневной и недельной
работоспособности.
Сдвоенные
уроки в 4-х классах не проводятся. В 7
классе гимназии имеются сдвоенные уроки
русского языка в понедельник (1-х два
урока) и средней школы № 50 математика
в четверг также 1-х два урока. В 9-х классах:
в гимназии сдвоены уроки физики (1 и 2
урок) и информатики (3 и 4 урок) в один и
тот же день (понедельник), в образовательной
школе № 2 – технология во вторник и
математика (1 и 2 уроки) в четверг.
Анализ
корректурных проб позволил установить,
что число случаев сильного и выраженного
утомления в начальных и старших классах
составило 23% и 39% соответственно. У
младших школьников работоспособность
существенно снижалась после 4-го урока,
а у старшеклассников после 5 урока.
При
индивидуальной оценке динамики
работоспособности учащихся старших
классов установлено, что утомление у
1/3 из них более выражено в первую половину
недели и несколько ниже в пятницу.
Вероятно, это связано с тем, что наиболее
сложные уроки проводятся в понедельник
– среду, а также в эти дни проводятся
контрольные и самостоятельные работы.
Анализ
режима дня старшеклассников показал,
что он у большинства из них нерационален:
отсутствует чередование видов
деятельности, недостаточна двигательная
активность, снижена продолжительность
сна, пребывание на открытом воздухе.
Необходимо отметить и тот факт, что
только одна треть девятиклассников
полноценно завтракают, около 55% из них
съедают только бутерброд, примерно 12%
- не завтракают вовсе, так как не успевают
из-за раннего начала занятий (8 часов).
Значительная
часть старшеклассников посещают
дополнительные внешкольные занятия
(иностранный язык, музыкальная школа,
занятия с репетитором и др.), поэтому
нередко не успевают полноценно обедать,
а просто “перекусывают на ходу”. Таким
образом, ужин для них становится основным
приемом пищи (40-45 % суточной калорийности).
У половины
учащихся меню характеризуется недостатком
салатов из свежих и вареных овощей, у
одной четвертой – мясных и рыбных блюд.
В рационе превалируют крупяные, мучные,
молочные продукты, а также картофель,
т.е. на лицо углеводистая направленность
питания.
Характерной
чертой современной школы является
широкое внедрение в учебный процесс
технических средств обучения. Компьютер
повышает интеллектуальные возможности
человека, изменяет структуру его
познавательной деятельности. Результаты
анкетирования свидетельствуют о том,
что одна треть учащихся работает с
компьютером ежедневно от 1 до 2 часов,
примерно 43% проводят за ним 2-3 часа в
неделю и около 25% ? 2-3 часа ежедневно.
Большинство старшеклассников не знакомы
с гигиеническими правилами работы с
компьютером, не делают кратковременных
перерывов в работе и не проводят
“зрительную” гимнастику. В результате
две трети школьников испытывают
недостаток в двигательной активности,
у 53% наблюдаются изменения артериального
давления, как правило, по гипертоническому
типу.
Двигательная
активность является важнейшим компонентом
ЗОЖ и поведения детей. Результаты
анкетирования показали, что только
каждый десятый старшеклассник посещает
какую-либо спортивную секцию или
занимается спортом самостоятельно. Для
основной массы школьников урок физкультуры
– единственная возможность активной
двигательной деятельности. В зимний
период отмечается наименьшая активность,
как у мальчиков, так и у девочек.
В настоящее
время среди подростков значительно
возросла распространенность курения
и употребления алкоголя, что влияет не
только на состояние здоровья, но и на
характер и стереотипы поведения. Около
52% учащихся хотя бы однажды пробовали
курить, курят регулярно около 27% мальчиков
и 33% девочек. Пробовали алкогольные
напитки около 90% детей, большая часть
из них продолжают употреблять их примерно
1-2 раза в месяц и реже. Однако 16,2% подростков
принимают спиртное 1-2 раза в неделю.
Большинство опрошенных предпочитают
пиво, шипучие вина и “энергетические”
напитки.
В числе
причин, обусловливающих употребление
алкоголя и табака, были указаны влияние
приятелей и семьи, для настроения,
интерес к новым ощущениям, самоутверждение.
Более чем у половины старшеклассников
отсутствуют знания о неблагоприятных
последствиях, как употребления алкоголя,
так и курения. Более того, около 26%
школьников считают, что малые дозы
алкоголя не могут привести к нарушению
здоровья.
Результаты
исследования свидетельствуют о том,
что более чем у половины школьников
отсутствуют целесообразные для их
возраста элементарные гигиенические
знания и навыки: соблюдение режима дня,
полноценное питание, достаточная
двигательная активность и сон, пребывание
на свежем воздухе, но имеются вредные
привычки.
Таким
образом, значительный объем учебной
нагрузки, интенсификация учебного
процесса в сочетании с недостаточной
продолжительностью сна и прогулок,
снижением динамического компонента,
оказывают стрессовое воздействие на
развивающийся детский организм.
Длительное пребывание детей в таких
условиях способствует “закреплению”
негативных сдвигов в функциональном
состоянии организма и приводит к
формированию как соматических, так и
невротических расстройств. Поэтому в
целях охраны здоровья учащихся в
образовательных учреждениях должна
проводиться профилактика утомления,
заключающаяся в коррекции, как организации,
так и интенсивности учебного процесса.
Необходимо изменение программ, средств
и методов гигиенического обучения и
воспитания, внедрение принципов ЗОЖ,
приведение их в соответствие с
изменившимися социально-экономическими
условиями жизни населения, воспитания
“моды на здоровье”.
|