Употребление психоактивных
средств (ПАС) в последние годы
характеризуется новыми и крайне опасными
тенденциями. Это снижение возраста
начала употребления наркотиков с
18 до 14 лет. Перестали быть
казуистическими случаи начала
употребления «тяжелых» наркотиков
в детском возрасте [1]. На начало 2003 года
употребляли наркотики более 13 %, а
алкогольные напитки – более 80 % лиц в
возрасте от 11 до 24 лет [6]. За последние
десять лет отмечен самый высокий
показатель первичной заболеваемости
наркоманиями среди подростков: 27,5
больных на 100 тысяч человек подросткового
населения России [2]. Указанный показатель
у них в 2 раза больше, чем взрослых больных
наркоманиями [5]. С 1991 по 2000 гг. зафиксирован
рост в 1,5 раза числа подростков с впервые
диагностированным алкоголизмом [3].
Другой негативной тенденцией, наметившейся
у подростков, является стирание гендерных
различий за счет резкого увеличения
числа лиц женского пола, употребляющих
наркотики. В настоящее время соотношение
подростков мужского и женского пола
составляет менее чем 3:1 [3]. Наметился
среди подростков стремительный рост
тяжелых форм наркомании (героин,
синтетические психостимуляторы и
кокаин), происходило расширение спектра
потребляемых наркотиков.
Фиксируется увеличение
подросткового алкоголизма на фоне
массового употребления в молодежной
среде слабоалкогольных напитков. Только
45% подростков считают недопустимым даже
разовое употребление наркотика [7].
Вышесказанное
свидетельствует об актуальности
профилактической работы среди
молодежи для предотвращения развития
у них алкоголизма и
наркоманий. Для построения эффективных
программ профилактики необходим
тщательный анализ клинических,
социально-психологических и
социально-демографических факторов
риска возникновения зависимости от
ПАС, вариантов их сочетанного
взаимодействия. Исследование указанных
факторов для построения на их основе
комплексных дифференцированных программ
профилактики алкоголизма и наркоманий
явилось целью нашей работы.
На основании результатов ранее
проведенного нами исследования больных
алкоголизмом и наркоманиями мы обозначили
основные факторы, которые могут
способствовать формированию зависимости
от ПАС [4]:
клинико-биологические
(наследственная отягощенность
зависимостью от ПАС, психическими
заболеваниями, наличие в анамнезе
черепно-мозговых травм);
микросоциальные
(воспитание в неполных, деформированных
семьях, негармоничный стиль воспитания,
наличие в ближайшем окружении лиц,
употребляющих ПАС).
К личностным и поведенческим
факторам риска были отнесены: наличие
выраженных акцентуаций характера,
пониженная стрессоустойчивость,
сложности социальной адаптации,
склонность к девиантному поведению,
незрелость личности,
осознание своей неполноценности, реакции
эмансипации, группирования со сверстниками
и др. [5].
В основу нашей работы положены
результаты обследования 50 учащихся
55-го и 40-го муниципальных образовательных
учреждений г. Курска. Средний возраст
школьников составил 15,4±0,31 лет.
Для выявления биологических,
социальных и психологических факторов
риска развития зависимости от ПАС были
использованы разработанные нами
индивидуальные карты школьника, в
которые заносились сведения о
наследственной отягощенности алкоголизмом
и наркоманиями, перинатальной патологии,
семейном положении, стиле воспитания
и др. показатели. Психологические
особенности изучались патохарактерологическим
диагностическим опросником Личко.
Методы математической статистики
включали в себя полихорический показатель
связи (χ²).
При изучении социальной ситуации
развития школьников было выявлено, что
в полной семье проживает 37 человек
(74,0%), при чем 7 из этих семей многодетные,
в неполной семье – 8 (16,0%), еще 4 (8,0%) – в
«деформированных» семьях, и 1
(2,0%) воспитывается бабушкой и дедушкой.
Лишь в 60,0% семей был выявлен
демократический стиль воспитания, в
остальных 40,0% случаев он был негармоничным.
Из них у 24,0% составил не согласованный
между родителями стиль, в 14,0% – доминирующая
гиперопека, а в 1-ой семье (2,0%) – гипоопека.
80,0% школьников имеют в своем
ближайшем окружении людей, употребляющих
ПАС. Только 10 школьников из 50 обследованных
отрицали факт наличия таких людей среди
близких.
В ходе исследования 50,0% школьников
признали, что способны совершить мелкое
правонарушение (склонность к делинквентному
поведению).
64,0% подростков утверждали, что
им приходилось пробовать ПАС (склонность
к аддиктивному поведению).
Из психологических факторов
риска было выявлено наличие акцентуаций
характера, предрасполагающих к развитию
зависимости от ПАС, у 54,0% обследованных.
Из них 26,0% составил гипертимный тип
акцентуации, 22,0% – эпилептоидный, 4,0% –
неустойчивый и 4,0% – истероидный.
Из биологических факторов риска
наиболее значимым в количественном
отношении явилось наличие наследственной
отягощенности злоупотреблением ПАС (в
33 случаях, что составило 66,0%). Отягощенность
анамнеза в виде осложненных родов
выявлена в 9 случаях (18,0%), наличие
внутриполостных оперативных вмешательств
имело место у 3 человек (в 6,0% случаев),
эпилептический синдром наблюдался у 4
человек (8,0%).
При условии отнесения к группе
риска злоупотребления ПАС школьников,
имеющих два и более фактора риска, в
нее вошли 94,0% обследованных (47 из 50
человек).
По результатам статистической
обработки данных выявлено наличие
достоверной связи между: а) стилем
воспитания и склонностью к делинквентному
поведению; б) склонностью к делинквентному
поведению и склонностью к аддиктивному
поведению. Близки к достоверным показатели
связи между: а) составом семьи и наличием
в ближайшем окружении лиц, употребляющих
ПАС; б) наличием в ближайшем окружении
лиц, употребляющих ПАС и склонностью к
делинквентному поведению; в) составом
семьи и склонностью к аддиктивному
поведению; г) составом семьи и склонностью
к делинквентному поведению.
Установленные корреляционные
взаимосвязи факторов риска свидетельствуют
о целесообразности выделения трех типов
групп риска злоупотребления ПАС. 1-я
группа – с преобладающим действием
микросоциальных факторов риска
(корреляция между составом семьи и
наличием в ближайшем окружении лиц,
употребляющих ПАС). 2-я группа – с
преобладающим действием личностных и
поведенческих факторов риска (корреляция
между склонностью к делинквентному
поведению и склонностью к аддиктивному
поведению). 3-я группа – с сочетанным
действием факторов риска обеих групп
(достоверная связь между: стилем
воспитания и склонностью к делинквентному
поведению; наличием в ближайшем окружении
лиц, употребляющих ПАС, и склонностью
к делинквентному поведению; составом
семьи и склонностью к аддиктивному
поведению; составом семьи и склонностью
к делинквентному поведению).
На основании проведенного
исследования можно сделать следующие
выводы:
1. Факторами риска возникновения
аддиктивных состояний являются параметры
микросоциума (нестандартный состав
семьи; негармоничный стиль воспитания
в семье; наличие в ближайшем окружении
лиц, употребляющих ПАС), личностные и
поведенческие характеристики (акцентуации
характера неустойчивого, эпилептоидного,
истероидного или гипертимного типов;
склонность к делинквентному поведению
и склонность к аддиктивному поведению),
ряд клинико-биологических факторов
(наследственная отягощенность
злоупотреблением ПАС, перинатальная
патология, соматические заболевания).
2. Выделены три разновидности
групп риска злоупотребления ПАС.
3. Необходим дифференцированный
подход к первичной профилактике
злоупотребления ПАС. В предложенных
нами вариантах профилактических программ
мы учитывали факторы, поддающиеся
коррекционным мероприятиям: микросоциальные,
личностные и поведенческие.
3.1. Группе риска с преобладанием
микросоциальных факторов риска мы
предлагаем программу профилактики,
направленную на гармонизацию внутрисемейных
отношений (информирование родителей о
ПАС и разработку памятки для родителей);
3.2. Группе риска с преобладанием
личностных и поведенческих факторов
риска мы предлагаем программу профилактики,
направленную на личностный рост и
повышение стрессоустойчивости. При
этом необходимо создание условий
открытого доверительного общения и
творческой атмосферы работы, основная
цель которой – формирование здорового
жизненного стиля, высокофункциональных
стратегий поведения и развитие личностных
ресурсов, препятствующих употреблению
ПАС. Для таких случаев целесообразнее
применять тренинговую форму работы;
3.3. Группе риска с сочетанным
действием факторов риска обеих групп
мы предлагаем программу, объединяющую
в себе элементы вышеназванных программ.
Особенность этой программы в том, что
она должна включать как можно больше
мероприятий (ролевые игры, походы,
выставки и т.п.), при участии в которых
школьники и их родители должны совместно
преодолевать препятствия, разрешать
споры и конфликты, бороться с трудностями.
Результаты данного исследования
могут использоваться в работе подростковых
наркологов, психологов, педагогов и
социальных работников в муниципальных
общеобразовательных учреждений для
оптимизации мероприятий первичной
профилактики зависимости от ПАС.
ЛИТЕРАТУРА
Егоров А.Ю., Дрейзин
А.А. Выявление
злоупотребления психоактивными
веществами среди детей
и подростков. –
Калининград: Изд-во
КГУ, 2005. – 156с.
Киржанова
В.В., Муганцева Л.А.
Распространенность наркомании среди
подростков в Российской Федерации //
Наркология. – 2003. – №6. – С. 2-6.
Кошкина
Е.А. Эпидемиология
наркологических заболеваний //
Руководство по наркологии / Под ред.
Н.Н. Иванца. – М.: Медпрактика-М, 2002. –
Т. 1. – С. 8-32.
Погосов,
А.В., Степашов Н.С., Филатова Т.А.
Роль медико-социальных факторов в
формировании алкоголизма // Сборник
статей научно-практической конференции,
посвященной 100-летию ГУЗ «Ставропольская
краевая клиническая психиатрическая
больница №1». – Ставрополь: СКСИ,2007.
– С.246-247.
Рохлина
М.Л., Козлов А.А. Наркомании.
Медицинские и социальные последствия.
Лечение. – М.: Ацахарис, 2001. – 208с.
Шереги
Ф.Э., Арефьев А.Л. Оценка
наркоситуации в среде детей, подростков
и молодежи. – Доклад.
М.: Оптим Груп, 2003. – 87 с.
Шумаков
И.И., Погосов А.В. Перспективы
наркологической ситуации в Курской
области и новый подход к профилактике
наркотизма в молодежной среде. // Курский
научно-практический вестник. – 2001. –
№4. – С. 54-57.
|