Целью исследования явилось
изучение образа жизни и показателей
умственной работоспособности
школьников, обучающихся по специализированным
программам, направленным на освоение
общей учебной программы и углубленное
изучение ряда профильных медико-биологических
дисциплин. Субъектом
исследования являлись ученики 10-11
классов, сформированных на конкурсной
основе для интенсивного обучения и
осознанному выбору медицинской профессии
в будущем. Всего обследовано 97 школьников
(54 девушек 43 юноши), абсолютное большинство
которых (90 человек) в возрасте 15-16 лет.
В работе использован комплекс
психофизиологических методов на базе
компьютерной
технологии психодиагностической системы
PDS,
позволяющей оценить
функциональное состояние организма,
уровни умственной работоспособности
человека. Изучение образа жизни,
структуры бюджета времени проводилось
с помощью анкетирования по специально
разработанной программе.
У подавляющего большинства
учащихся (80% десятиклассников и 90%
одиннадцатиклассников) продолжительность
учебно-трудовой деятельности значительно
превышает нормативы рабочего дня
взрослого человека - суммарная
продолжительность учебного времени
колеблется в пределах 8 – 13 ч в день.
Продолжительность основного
восстановительного отдыха (ночной сон)
у 80% учащихся составляет 6-8 ч. (у 5%
опрошенных она составляет 5 ч, а у 15% - 9
ч). Время на дорогу составляет в среднем
около 2 ч ежедневно. Учащиеся на
хозяйственно-бытовые дела отводят 1-1,5
ч в день. При этом у большинства школьников
остается «свободное время»,
продолжительностью в среднем 1-2 ч в
день, которым они могут распоряжаться
по своему усмотрению и использовать
для своего культурного и интеллектуального
развития. Для сохранения высокой
работоспособности и здоровья важное
значение имеет состояние и правильная
организация режима питания. Среди
обследованных нами школьников большая
часть (77,3% ) питается 3 и более раз в день.
Двукратный прием пищи в день отметили
22,7% опрошенных. Обследованные школьники
в основном питались дома. Анализ
полученных результатов социологического
исследования свидетельствует о том,
что главная составляющая и формирующая
образ жизни данной категории школьников
- учебная нагрузка-, достаточно
напряженная. Подавляющее большинства
из них соблюдает основные, важные для
здоровья и умственной работоспособности,
гигиенические рекомендации по режиму
дня, что в большей мере соответствует
принципам здорового образа жизни.
Изучение функционального
состояния центральной нервной системы
методом вариационной хроносенсометрии
по способности поддерживать в течение
заданного времени (70 предъявлений
зрительного стимула) выявило благоприятный
уровень ее функционирования. Средний
и высокий уровни функциональных
возможностей центральной нервной
системы, являющиеся одним из важных
показателей умственной работоспособности
и готовности школьника выполнить
заданный объем учебной работы за
установленный промежуток времени,
проявили при тестировании 88% обследованных.
Умственная работоспособность оценивалась
по критериям сложной зрительно-моторной
реакции (СЗМР) выбора из двух альтернатив,
распределения внимания и оперативной
памяти, наиболее характерных для
интенсивной умственной деятельности
и адекватно отражающих напряженную
учебную работу старшеклассников часто
в условиях дефицита времени.
Использованные в работе методы оценки
умственной работоспособности показали
однонаправленные результаты – высокий
и средний уровни работоспособности у
большинства обследованных с некоторыми
различиями в количественном отношении.
Так, 65,2% обследованных при выполнении
теста выбора из двух альтернатив (СЗМР)
показали высокий, выше среднего и средний
уровни сенсорных качеств - сочетание
быстроты реакций и безошибочных
действий. У 34,8 % школьников отмечено
некоторое удлинение периода принятия
решения при выполнении теста (удлинение
латентного периода сложной зрительно-моторной
реакции). Последнее, возможно, является
отражением формирования у них способности
к выделению значимого сигнала из фона,
выработке правильного решения и его
исполнения как доминирующего на этапе
завершения школьного образования и
ожидаемого конкурсного поступления в
вузы. В системе «быстрота –
безошибочность» в качестве ведущего
может выступать тот или иной параметр
в зависимости особенностей ситуации.
Результаты выполнения данного теста
следует трактовать как формирование
доминанты на качество (выработка
правильного ответа) - установка «не
ошибиться». При выполнении теста
«Распределение внимания»
72% обследованных проявили средний и
выше среднего уровни произвольного
внимания по быстроте и безошибочности
выполнения теста. Остальные школьники
обследованной группы использовали
несколько больше времени, чем средние
показатели по группе. Успешное решение
учебных задач, эффективность умственного
труда непосредственно связаны с уровнем
оперативной памяти. Оперативная память
– вид памяти, проявляющийся в процессе
учебой деятельности и включающий
элементы кратковременной и долговременной
памяти. Связь с кратковременной памятью
заключается в получении в процессе
учебных занятий необходимой информации.
Связь с долговременной памятью можно
характеризовать как доступ и использование
способов обработки информации, что
весьма характерна для учебной деятельности.
Результаты психофизиологического
тестирования показали, что у 90,5 %
обследованной группы школьников
средние, выше среднего и высокие уровни
оперативной памяти. Интегральная оценка
результатов тестирования по всем трем
психофизиологическим методикам выявила
довольно высокий уровень умственной
работоспособности у абсолютного
большинства обследованных. От 85,4% до
99,0% обследованных школьников относятся
к классу среднего, выше среднего и
высокого уровня умственной работоспособности,
что согласуется с высоким уровнем
учебной успеваемости обследованных и,
возможно, свидетельствуют о более
развитых механизмах запоминания и
воспроизведения информации у данной
группы школьников.
Полученные результаты исследования
позволяют сделать вывод о том, что
основой формирования режима дня и образа
жизни старшеклассников, ориентированных
на интенсивное обучение, профессиональную
ориентацию и мотивацию на поступление
в высшее учебное заведение медицинского
профиля, является довольно
напряженная суммарная учебная нагрузка
– 8-13 ч ежедневно. Подавляющее большинства
обследованных школьников соблюдают
основные, важные для здоровья и умственной
работоспособности, гигиенические
рекомендации по режиму дня, что в большей
мере соответствует принципам здорового
образа жизни. Интеллектуальные способности
у 99 % школьников по результатам
психофизиологического тестирования
оцениваются как средний (66%) и высокий
(33%). У большинства обследованных отмечены
благоприятные (средний и высокий)
уровни умственной работоспособности
с некоторыми различиями в соотношении
количественных и качественных ее
показателей у разных индивидуумов.
|