Пятница, 01.11.2024, 11:28
Приветствую Вас, Гость!

Региональная научно-
практическая конференция
«Окружающая среда и здоровье населения»

Категории каталога
Статьи на конференцию [91]

Главная » Статьи » Статьи на конференцию

Дёгтев С.Ю.

В последнее время уделяется много внимания изучению влияния информационных перегрузок мозга во время обучения (Антропова М.В., Манке Г.Г. 1998; Золлис Ж.Н. 1996; Сухарева Л.М., Баранов А.А. 1998; Дронов И.С. 1999 и др.). М.В.Антропова (1998) констатирует, что доминирующим фактором риска остаётся суммарная учебная нагрузка, умственная и связанная с ней статическая нагрузка, не соответствующие возрастным морфофункциональным и психофизиологическим возможностям организма. Некоторые исследователи выделяют, как один из внутришкольных факторов, влияющих на состояние здоровья детей, рабочую позу ребёнка во время учебных занятий (Гуров В.А.,1995; Шапков Ю.Т. 1995; Базарный В.Ф.,1998). Установлено, что в современной школе до 90% детей пребывают в патологически скованной моторно-напряжённой аномально-согбенной позе.

Вертебральные нарушения занимают ведущее место в структуре патологической пораженности у школьников (Тарасова О.В., 2007). Наряду со многими объективными причинами высокой распространенности нарушений осанки среди школьников заметное влияние оказывает недооценка роли санитарно-гигиенических требований к организации рабочего места ребёнка, в том числе вытеснение парты Эрисмана обычными столами и стульями при оснащении школ ученической мебелью.

Комплексное исследование, проведённое в одной из школ г. Архангельска, в рамках апробации новой модели ученической мебели (одноместной школьной парты с подлокотниками), с целью изучения влияния постоянной рабочей позы на функциональное состояние школьников и показатели работоспособности.

Обследованы 52 школьника 8-9 лет (24 ученика, занимающихся за новой моделью школьной парты с подлокотниками, составляющих экспериментальную группу и 28 учеников, занимающихся за ученическим комплектом стол-стул – контрольная группа). Исследования проводились до и после уроков на протяжении двух недель.

Для оценки эффективности внедрения данной школьной мебели, удовлетворяющей особенностям организма ребёнка, использовались психофизиологические, функциональные и гигиенические методы исследования. Артериальное давление и частоту сердечных сокращений измеряли по общепринятым методикам. Работоспособность детей в течение учебного дня оценивали с помощью теппинг-теста. Скорость простой ответной реакции на световой раздражитель, определяемая с помощью прибора «Барьер», расценивалась как функциональный показатель деятельности ЦНС. Для выявления уровня психо-эмоционального напряжения и оценки выраженности психо-вегетативных функций у школьников в эксперименте при внедрении в учебный процесс новой модели экспериментальной одноместной школьной парты с подлокотниками Расчет интерпретационных коэффициентов теста Люшера (гетерономность, концентричность, вегетативный и личностный балансы, работоспособность и стресс) проведен по методике Аминева Г.А. (1982).

В период апробации новой модели школьной парты установлен факт увеличения артериального давления у детей в середине недели. Однако диастолическое давление достоверно ниже (р<0,05) у детей экспериментальной группы, где они соответственно равны (67,5 + 2,4 и 63,6 +.2,9 мм рт.ст.). Во вторник в контрольной группе показатель систолического давления уже достоверное повышение относительно понедельника (с 91,3 + 2,4 до 101,8 + 2,0), в то время как в экспериментальной группе увеличение его значений было лишь в среду. Это может указывать на возрастающее напряжение в связи с увеличением объёма получаемой информации и обусловлено длительным пребыванием в вынужденной рабочей позе.

Результаты теппинг-теста показали разницу в заполнении рабочих полей. Сравнивая результаты исследований в течение пятидневной учебной недели, установлено, что разница показателей заполнения шестого рабочего поля теппинг-теста детьми контрольной группы в конце учебной недели до и после уроков составила, в среднем, – 16,4 точек, а у детей экспериментальной группы – 4,2. Следовательно, работоспособность детей, занимавшихся за партой, сохранялась высокой более длительное время по сравнению с контрольной группой (мебель – стол-стул), т.е. утомление у детей за партой наступает позднее, чем у детей, обучающихся за ученическими комплектами стол-стул.

Статистическая обработка результатов скорости ответной реакции на световой раздражитель показала, что разница относительных показателей перед учебными занятиями до и после эксперимента у детей контрольной группы составляет, в среднем, 12,4, а у детей экспериментальной группы – 27,4. После занятий разница составила соответственно: 11,0 и 17,8. Это указывает на сохранение на протяжении более длительного периода способности чувственного восприятия и ответа на него при удобной рабочей позе во время учебных занятий, что приводит к координации мыслительных процессов.

Результаты теста М. Люшера выявили снижение к окончанию уроков коэффициента дисбаланса личностных свойств в среднем (с 2,04 до 1,80) и вегетативного баланса (с 1,90 до 1,62) у детей экспериментальной группы, что свидетельствует о возможной адаптации к условиям посадки за новой моделью школьной парты. У детей контрольной группы, напротив, показатели личностного баланса и вегетативного баланса уже до начала уроков достоверно превышают значения показателей у детей экспериментальной группы.

Коэффициент показателя «стресс» при невысоких абсолютных значениях продемонстрировал разнонаправленную динамику относительно интервала учебного периода. Так, у детей обучающихся за новой моделью одноместной школьной парты с подлокотниками уровень стресса достоверно снижался с 6,46 до 5,62 (р<0,05), а в контрольной группе (при использовании учебного комплекта стол-стул повышался в течение учебного дня (с 5,46 до 6,42), что свидетельствует о нарастании психоэмоционального напряжения и утомления младших школьников.

Результаты исследования показали значимые различия между показателями групп при анализе шкалы «работоспособность». У детей, сидящих за новыми партами, работоспособность оставалась практически неизменной по сравнению с началом занятий, в то время как у контрольной группы отмечается снижение значений показателя «работоспособность» с 17,4 до 16,5. Сохранение оптимальной работоспособности в течение учебного дня важно для ребёнка, т.к. оно способствует сокращению времени восстановительного периода во второй половине дня, что оптимизирует внеучебную деятельность школьника без ущерба для его здоровья.

Таким образом, правильная посадка за новой экспериментальной учебной партой сохраняет энергетический потенциал физических и психофизиологических ресурсов ребёнка, т.к. рабочая поза является высвобождающим механизмом, который изменяет рефлекторно-моторную сферу деятельности ребёнка, способствуя резервному включению волевых, эмоциональных, мотивационных компонентов деятельности и длительно сохраняет работоспособность ребёнка.



Категория: Статьи на конференцию | Добавил: RooT (31.01.2008)
Просмотров: 635

Copyright Киричук Е.С. © 2024