Очередной этап реорганизации
государственной санитарно- эпидемиологической
службы России, начавшийся в 2004 году в
связи с проведением административной
реформы в стране, привел к созданию
единой федеральной централизованной
системы Роспотребнадзора. Одним из
элементов данной системы являются
центры гигиены и эпидемиологии –
учреждения, образованные для обеспечения
деятельности органов, осуществляющих
госсанэпиднадзор.
С целью разработки предложений
и рекомендаций по совершенствованию
деятельности учреждения нами проведено
исследование по оценке эффективности
деятельности в 2005-2006 годах филиала ЦГиЭ
в г. Москве в ЦАО, в ходе которого были
изучены данные о состоянии кадрового,
финансового и материально- технического
обеспечения учреждения.
Установлено, что организационная
структура ЦГиЭ определяется потребностями
в обеспечении надзора, в свою очередь
зависящими от уровня санитарно-эпидемиологического
благополучия территории, численности
объектов и группой их санитарно-
технического состояния, а также
потребностями в спросе на услуги со
стороны хозяйствующих субъектов.
Анализ кадрового ресурса выявил
неподготовленность кадрового состава
учреждения к началу реформ: цели, задачи
реформ, основные направления деятельности
не были понятны большинству сотрудников.
Приоритетный отбор специалистов для
государственной гражданской службы в
территориальных органах Роспотребнадзора
сказался на возрастном составе сотрудников
ЦГиЭ в г. Москве и его филиалов (около
трети сотрудников пенсионного возраста).
Из-за текучести врачебного и среднего
персонала ЦГиЭ испытывал трудности по
обеспечению квалифицированными кадрами
(аттестованных сотрудников –55,7%, имеющих
сертификаты –73,8%).
Оценка финансового обеспечения
позволила сделать вывод о том, что
основными источниками финансирования
также как и до реформирования являются
доходы от предпринимательской деятельности
(80-90%), на втором месте – средства
федерального бюджета (20-10%). Установлено,
что после реформирования не обеспечивается
финансирование мероприятий
по обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и в целях
реализации региональных и местных
социальных программ из
местного бюджета и бюджета субъекта
РФ, что ухудшает финансовую устойчивость
учреждения. Не используется механизм
возмещения дополнительно понесенных
расходов на проведение исследований и
экспертиз в связи с выявленными
нарушениями санитарного законодательства
при проведении надзорных мероприятий.
Выявлено влияние комплекса
факторов на внебюджетную деятельность
ЦГиЭ, которая зависит от количества
объектов и их характеристики, взаимодействия
с Управлением Роспотребнадзора,
организации и качества собственной
деятельности учреждения. Основными
видами деятельности, обеспечивающими
доходы по платным услугам, являются
микробиологические и санитарно-
химические исследования и измерения
(около 60%). Снизились доходы от проведения
экспертиз видов деятельности и проектной
документации в связи с уточнением и
изменением функций.
Анализ расходов показал, что
свою основную функцию по обеспечению
надзора (проведение лабораторных и
инструментальных исследований и
измерений, экспертиз и др.) ЦГиЭ осуществлял
за счет доходов от предпринимательской
деятельности, а не за счет средств
федерального бюджета. Расходы, понесенные
для обеспечения деятельности органа,
осуществляющего госсанэпиднадзор,
превышают утвержденные расходы средств
федерального бюджета в 2,7 раза.
Проведенный анализ функций
учреждения позволил сделать вывод о
том, что его структура, штаты и основные
объемы работ по обеспечению надзора
переориентируются на проведение
лабораторно- инструментальных
исследований.
Основными проблемами деятельности
учреждения по обеспечению надзора
являлись: несовершенство планирования,
что привело к увеличению объема
внеплановых работ (до 35 %); недостаточная
унификация учетной и отчетной документации;
невозможность обеспечения гарантированного
дохода от внебюджетной деятельности.
Эффективность деятельности ЦГиЭ
зависит от разработки и внедрения
административных регламентов
предоставления услуг, определяющих
порядок взаимодействия между структурными
подразделениями, должностными лицами,
органом, осуществляющим госсанэпиднадзор,
и заказчиками работ и услуг.
Таким образом, по нашему мнению,
для оптимизации деятельности учреждения
необходимо решить следующие задачи:
- улучшить профессиональную
подготовку кадров в т. ч. за счет подготовки
экспертов и специалистов немедицинского
профиля;
- внедрить в деятельность
учреждения программно-целевые
методы бюджетного планирования для
обеспечения бюджетного финансирования;
- заключать договора с органами
исполнительной власти с целью поступления
финансовых средств из бюджета субъекта
РФ и местного бюджета на финансирование
мероприятий по обеспечению
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и в целях
реализации региональных и местных
социальных программ;
- использовать механизм возмещения
дополнительно понесенных расходов на
проведение исследований, экспертиз в
связи с выявленными нарушениями
санитарного законодательства при
проведении надзорных мероприятий;
- обеспечить совершенствование
планирования деятельности учреждения
и взаимодействия с территориальным
органом Роспотребнадзора;
-совершенствовать материально-
техническую базу испытательного
лабораторного центра;
- продолжить дальнейшую разработку
и внедрение регламентов по оказанию
услуг.
С целью улучшения профессиональной
подготовки врачей для работы в ЦГиЭ
необходимо внести коррективы в программы
обучения и предусмотреть изучение
разделов экономики, менеджмента и
правового обеспечения деятельности.
|