В соответствии
со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999г.
№52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения", каждый
гражданин имеет право на благоприятную
среду обитания, факторы которой не
оказывают негативного влияния на
здоровье человека. Согласно ч. 1 ст. 4
указанного Закона, обеспечение
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения выступает одной
из основных предпосылок осуществления
закрепленных в Основном законе РФ прав
личности на охрану здоровья и благоприятную
окружающую среду.
В некоторых
работах, как специально посвященных
проблемам обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия, так и затрагивающих данную
тему при анализе иных вопросов,
указывается, что объектом правовой
охраны Закона "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" является
право на благоприятную окружающую
среду. Однако подобная позиция, при
которой право на благоприятную среду
обитания подменяется правом на
благоприятную окружающую среду, а
понятия "среда обитания" и "окружающая
среда" уравниваются в значениях,
видится необоснованной.
Отличие права на благоприятную
среду обитания от права на благоприятную
окружающую среду обусловлено спецификой
объекта права. Так, каждое из рассматриваемых
прав можно определить как непрерывно
реализующуюся, неотчуждаемую и
принадлежащую каждому от рождения
возможность пользования соответствующим
социальным благом (благоприятной
окружающей средой или благоприятной
средой обитания).
Обратимся к
действующим нормативным правовым актам
с целью анализа содержащихся в них
дефиниций "среда обитания" и
"окружающая среда".
В соответствии
с Федеральным законом от 10.01.2002г. №7-ФЗ
"Об охране окружающей среды", под
последней следует понимать совокупность
компонентов природной среды, природных
и природно-антропогенных, а также
антропогенных объектов. Указанный Закон
содержит еще один значимый термин -
"природная среда", которая являет
собой совокупность компонентов природной
среды, природных и природно-антропогенных
объектов. Как видим, "природная среда"
и "окружающая среда" соотносятся
между собой как часть и целое; следовательно,
право на благоприятную окружающую среду
"поглощает" право на благоприятную
природную среду.
Среда обитания
определяется Законом "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" как совокупность объектов,
явлений и факторов окружающей природной
и искусственной среды, определяющая
условия жизнедеятельности человека.
Сравнительный
анализ приведенных дефиниций позволяет
сделать вывод о том, что, в отличие от
окружающей среды, среда обитания
понятийно включает в себя, помимо
составляющих природы, природных,
антропогенных и производных от них
объектов, также явления и факторы
антропогенной среды. К последним можно
отнести состояние питания населения и
источников питьевого водоснабжения,
заболеваемость населения, радиационное
воздействие, социально-экономические
процессы, и др.
Следовательно,
в контексте рассмотренных нормативных
правовых актов "среда обитания" -
понятие более емкое, чем "окружающая
среда". Тем не менее, необходимо
учитывать, что указанные определения
введены различными правовыми актами,
имеющими своей целью регулирование
отношений в разных по сути сферах
общественной жизни. Исходя из смысла
ч. 2 ст. 4 Закона "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения",
среда обитания
коррелирует с окружающей средой лишь
в той степени, в какой последняя оказывает
влияние на условия жизнедеятельности
человека. Следовательно, вести речь о
включении права на благоприятную
окружающую среду в состав права на
благоприятную среду обитания либо о
противоположном варианте их взаимосвязи
некорректно.
Заслуживает
внимания и вопрос о соотношении упомянутых
выше прав с правом на охрану здоровья,
которое можно сформулировать как
неотчуждаемую и принадлежащую каждому
человеку от рождения возможность
восстановления, поддержания и укрепления
состояния физического, душевного и
социального благополучия.
В соответствии со ст. 17 Основ
законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан, право на
охрану здоровья обеспечивается
посредством создания благоприятных
условий труда, быта, отдыха, воспитания
и обучения граждан, производства и
реализации доброкачественных продуктов
питания, улучшения иных факторов среды
обитания, охраны окружающей природной
среды, а также предоставления населению
доступной медико-социальной помощи.
Изучение влияния различных факторов
среды обитания на здоровье человека,
его работоспособность, продолжительность
жизни, а также разработка профилактических
мероприятий, направленных на оздоровление
условий жизни и труда человека, являются
одной из важнейших задач гигиены.
Следовательно,
провозглашенное ст. 41 Конституции РФ
право на охрану здоровья соотносится
с правами на благоприятную среду обитания
и благоприятную окружающую среду как
цель и средства ее достижения; однако
этим сущность последних не исчерпывается.
Нельзя рассуждать о соотношении права
на охрану здоровья и остальных
рассматриваемых прав как общего и
частного, поскольку, как следует из
смысла ст. 1 Закона "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения", благоприятность среды
обитания есть не только безвредность,
безопасность ее факторов для здоровья,
но и, по сути, непременное условие
здоровья, жизни человека, любой
человеческой деятельности. Кроме того,
возможны случаи, когда меры обеспечения
прав на благоприятную окружающую среду
и благоприятную среду обитания
препятствуют реализации права на охрану
здоровья. Примером тому может служить
имевшая место в СССР в начале 90х гг.
приостановка работы ряда предприятий
по производству лекарственных средств
вследствие превышения ими лимитов
загрязнения среды.
Таким образом,
нельзя говорить о поглощении правом на
охрану здоровья прав на благоприятную
среду обитания и благоприятную окружающую
среду; тем не менее, по нашему мнению,
последние должны быть отнесены к
правомочиям в области охраны здоровья.
Примерный перечень таких прав дан в
Методических рекомендациях "Обеспечение
информированности населения о правах
в области охраны здоровья", утвержденных
Федеральным фондом ОМС 24.08.1999г. Зачастую
учеными предлагается собственная
классификация прав граждан в области
охраны здоровья, однако лишь немногие
относят к ним право на благоприятную
окружающую среду; при этом ни вышеупомянутые
Методические рекомендации, ни предложенные
в научной литературе классификации не
включают в число прав в области охраны
здоровья право на благоприятную среду
обитания.
В то же время, обеспечение
благоприятного состояния среды обитания
является важной гарантией восстановления,
сохранения и укрепления здоровья
граждан. Реализация конституционных
прав на охрану здоровья и благоприятную
окружающую среду невозможна без
обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, которое можно
обозначить как совокупное благоприятное
состояние здоровья населения и среды
обитания человека.
Реализация
права на благоприятную среду обитания
путем, например, получения информации
о качестве и безопасности продуктов
питания, осуществления общественного
контроля за выполнением санитарных
правил выступает предпосылкой для
осуществления правомочия по охране
здоровья. Это утверждение справедливо
и применительно к праву на благоприятную
окружающую среду.
Исходя из
вышесказанного, следует признать
обоснованным отнесение прав на
благоприятную окружающую среду и
благоприятную среду обитания к правам
в области охраны здоровья граждан.
Рассмотрение их в таком ракурсе, на наш
взгляд, расширит представление о
содержании и механизме реализации прав
в области охраны здоровья, позволит
обозначить "здравоохранительную"
направленность анализируемых прав,
широко применять нормы
санитарно-эпидемиологического и
экологического законодательства для
защиты правомочий граждан, сопряженных
с охраной здоровья.
Таким образом,
можно сделать следующие выводы:
1. Понятия
"окружающая среда" и "среда
обитания" не равнозначны. Их отличие
состоит в том, что, помимо общих для них
элементов, - компонентов природы,
природных, антропогенных и
природно-антропогенных объектов, -
среда обитания охватывает явления и
факторы искусственной среды
(социально-экономические процессы,
радиационная обстановка, заболеваемость,
структура питания населения, и т.д.).
2. Права на
благоприятную среду обитания и
благоприятную окружающую среду не
являются идентичными и корреспондируют
только в той мере, в какой их реализация
призвана обеспечивать
санитарно-эпидемиологическое благополучие
населения.
3. Права на
благоприятную среду обитания и
благоприятную окружающую среду не
охватываются правом на охрану здоровья
и не являются элементом указанного
права; их взаимосвязь с правом на охрану
здоровья определяется как соотношение
"средств" и "цели", а не "частей"
и "целого".
4. В связи с
тем, что реализация прав на благоприятную
окружающую среду и благоприятную среду
обитания ориентирована на восстановление,
поддержание и укрепление здоровья
граждан, названные права должны
рассматриваться как правомочия в сфере
охраны здоровья населения.
|