Иммунопрофилактика населения
является важной частью государственной
политики, способной обеспечить не только
профилактику отдельных заболеваний,
но и санитарно-эпидемиологическое
благополучие населения. Данные аспекты
нашли свое отражение в основном документе,
определяющем политику в отношении
иммунопрофилактики «управляемых
инфекций» - Федеральном законе «Об
иммунопрофилактике инфекционных
болезней» от 17.09.1998г. №157-ФЗ.
Данный Закон определяет
Национальный календарь прививок,
утверждаемый приказами Минздравсоцразвития
РФ как документ, выстраивающий тактику
организации иммунопрофилактики, то
есть устанавливающий сроки проведения
прививок и контингенты, подлежащие
обязательной вакцинопрофилактике.
Но иммунопрофилактика – быстро
развивающаяся область медицины, поэтому
необходим достаточно частый пересмотр
Календаря прививок. Примером может
служить дополнение календаря в
соответствии с Национальным проектом
в сфере здравоохранения (Приказ
Минздравсоцразвития РФ №27 от 17.01.2006г
«О внесении изменений в приложение
№1 к приказу Минздрава России от 27 июня
2001 года №229 «О национальном календаре
профилактических прививок и календаре
прививок по эпидемическим показаниям»),
в соответствии с которым в течение
2006-2007 гг. введены прививки против
вирусного гепатита В (дети 1-17 лет,
взрослые 18-35 лет), краснухи (дети 5-17 лет,
девушки 18-25 лет), полиомиелита
инактивированной полиовакциной (дети
групп риска), гриппа (дети в дошкольных
учреждениях и 1-4 классах, медицинские
работники, работники образовательных
учреждений, взрослые старше 60 лет).
Дальнейшее свое развитие дополнительная
иммунизация населения получила и в
приказе Минздравсоцразвития РФ №673 от
30.10.2007г. «О внесении изменений в приказ
Минздрава России от 27 июня 2001 года №229
«О национальном календаре
профилактических прививок и календаре
прививок по эпидемическим показаниям»
где включены не только ранее перечисленные
прививки в указанных возрастах, но и
иммунизация против кори подростков и
взрослых в возрасте до 35 лет». Все
последние дополнения и изменения
Национального календаря профилактических
прививок связаны с реализацией
Национального проекта в сфере
здравоохранения на территории Российской
Федерации, что позволило расширить
спектр используемых вакцин за счет
федерального бюджета.
В области иммунопрофилактики
государство гарантирует доступность
и бесплатное проведение профилактических
прививок, включенных в национальный
календарь, и профилактических прививок
по эпидемиологическим показаниям в
организациях государственной и
муниципальной систем здравоохранения,
а также социальную защиту граждан при
возникновении поствакцинальных
осложнений. При возникновении
поствакцинального осложнения, помимо
бесплатного лечения, граждане имеют
право на получение государственных
единовременных пособий, ежемесячных
денежных компенсаций, пособий по
временной нетрудоспособности. Так в
Курской области с 2001 года социальные
пособия выплачиваются 13 гражданам, у
которых поствакцинальные осложнения
подтверждены в установленном порядке.
В соответствии с Постановлением
Правительства РФ от 27.12.2000 г. №1013 «О
порядке выплаты государственных
единовременных пособий и ежемесячных
денежных компенсаций гражданам при
возникновении у них поствакцинальных
осложнений» возможность оказания
помощи имеют и лица, пострадавшие до
выхода в свет Закона об иммунопрофилактике.
При осуществлении иммунопрофилактики
граждане обязаны выполнять предписания
медицинских работников и в письменном
виде подтверждать отказ от профилактических
прививок. Отказ от прививок может повлечь
за собой ряд санкций со стороны
государства. Так Постановлением
Правительства РФ от 15.07.1999г. №825 утвержден
перечень работ, выполнение которых
связано с высоким риском заболевания
инфекционными болезнями и требует
обязательного проведения профилактических
прививок.
Работа Федеральной службы
Роспотребнадзора по Курской области
по реализации комплекса соответствующих
мероприятий, учитывая мировой и
отечественный опыт, опирается на
существующее законодательство, а также
регламентирующие документы
Минздравсоцразвития РФ.
С целью достижения высокого
уровня охвата профилактическими
прививками населения, создания эффективной
системы транспортировки и хранения
медицинских иммунобиологических
препаратов, подготовки кадров по вопросам
иммунизации и создания постоянной
системы информации населения о роли
вакцинопрофилактике, в Курской области
утверждена и действует областная целевая
программа «Вакцинопрофилактика».
Для организации и проведения
иммунопрофилактики лечебно-профилактические
учреждения Курской области независимо
от формы собственности и ведомственной
принадлежности должны иметь лицензию
на соответствующий вид деятельности и
помещение, отвечающее лицензионным
требованиям. Профилактические прививки
проводятся гражданам РФ только после
проведения медицинского осмотра, а при
необходимости и медицинского обследования
перед профилактическими прививками и
при отсутствии медицинских противопоказаний
к прививкам. Данный аспект находится
под особым контролем Роспотребнадзора
в Курской области.
Ответственным за организацию
профилактических прививок в ЛПУ любой
формы собственности является руководитель
медицинского учреждения, который должен
обеспечить не только оснащение и
оборудование кабинетов, наличие
директивных и методических документов,
снабжение учреждения вакцинами с
соблюдением условий транспортирования
и хранения МИБП, повышение квалификации
медицинских работников на факультетах
усовершенствования 1 раз в 5 лет, в ЛПУ
по месту работы ежегодно, а также
проведение первичного инструктажа при
приеме на работу на соответствующие
должности.
В соответствии с законодательством
РФ 1 раз в 2 года проводятся комплексные
плановые проверки лечебно-профилактических
учреждений, а по выполнению данных
требований ежегодно все лечебно-профилактические
учреждения неоднократно контролируются
специалистами Роспотребнадзора по
Курской области в рамках выполнения
Национального календаря прививок, а с
2006 года и по дополнительной иммунизации
в рамках Национального приоритетного
проекта «Здоровье». С целью контроля
лечебно-профилактических учреждений
области в рамках обеспечения безопасной
вакцинации в 2006 и 2007 годах проведена
аттестация рабочих мест вакцинаторов.
Календарь прививок подразумевает
оптимальные дозы вакцин и сроки
вакцинаций, которые наиболее приемлемы
для большинства граждан и рассчитаны
на человека со средней иммунологической
активностью. Вместе с тем, среди привитых
имеются группы людей, которые не отвечают
или отвечают слабо на введение вакцины,
либо являются группой риска по развитию
поствакцинальных реакций и осложнений.
Закон «Об иммунопрофилактике
инфекционных болезней» от 17.09.1998г.
№157-ФЗ дает возможность снижения риска
возникновения поствакцинальных
осложнений и решения проблемы
индивидуального подхода к вакцинации.
В Курской области, с этой целью на базе
отделения аллергологии и иммунологии
ОГУЗ «Областная детская клиническая
больница» выделены койки для
иммунизации детей, с хроническими
заболеваниями и аллергическими
состояниями. На базе данного отделения
проводится индивидуальная подготовка
пациента к иммунизации, в том числе с
применением лекарственных препаратов.
Ежегодно такую подготовку и вакцинацию
в условиях стационара проходят от 6 до
16 детей «особых групп».
Показателем грамотной и слаженной
работы органов и учреждений Роспотребнадзора
по Курской области с заинтересованными
ведомствами и учреждениями Курской
области может служить и тот факт, что
ежегодная заболеваемость поствакцинальными
осложнениями ниже среднефедеративных
показателей. Несмотря на огромное
количество проводимых прививок, а в
Курской области ежегодно проводится
около 1 миллиона прививок, за последние
9 лет зарегистрирован всего 31 случай
поствакцинальных осложнений, что
составило 0,0004 % от среднего числа ежегодно
проводимых иммунизаций.
Однако, остаются нерешенными
многие вопросы, обусловленные как
причинами, связанными с самим пациентом,
так и с организацией работы
лечебно-профилактического учреждения,
а также с деятельностью врача или
среднего медицинского работника. До
настоящего времени, несмотря на активную
позицию специалистов санитарно-эпидемиологической
службы области, со стороны медицинских
работников не получает должного развития
работа по информированности населения
о значимости вакцинации для здоровья.
В то же время в средствах массовой
информации активно выступают противники
вакцинации, под влиянием которых у
населения формируются превратные
представления об иммунизации. Противники
вакцинации считают, что государство
нарушает права людей, подвергая их риску
развития поствакцинальных осложнений
только ради достижения высокого процента
охвата населения прививками. Такую
постановку вопроса нельзя считать
корректной, так как, состояние
заболеваемости имеет прямопропорциональную
зависимость от объема и качества
проводимых мероприятий по иммунопрофилактике
и только достигнув максимального охвата
населения прививками можно добиться
значительного снижения инфекционной
заболеваемости.
Дефицит объективной и доступной
информации о безопасности прививок
является основной причиной отказов от
проведения вакцинации. До настоящего
времени медицинские работники
лечебно-профилактических учреждений
области не применяют на практике
индивидуальный подход к иммунизации
детей «особых групп», отсутствует
достаточное информирование родителей
о возможностях проведения иммунизации
в условиях стационара.
Результаты надзора за качеством
прививочной работы, осуществляемого
сотрудниками Роспотребнадзора Курской
области, указывают на значительные
резервы повышения охвата населения
профилактическими прививками, которого
можно достичь не только активной позицией
медицинских работников, но и
заинтересованностью граждан в своем
здоровье и здоровье своих детей.
Как следует из указанного,
политика вакцинопрофилактики
предусматривает соблюдение интересов
как общества в целом, так и отдельных
граждан.
|