В рамках принятой резолюции ООН
№58/217 от 9 февраля 2004 года о Международном
десятилетии «Вода для жизни»
(2005-2015г.г.) Генеральной Ассамблеей ООН
2008 год провозглашён «Международным
годом санитарии». Основополагающими
принципами этих документов являются
инициативы о предотвращении распространения
заболеваний, связанных с водой, сокращении
доли населения, не имеющего устойчивого
доступа к безопасной воде, усилении
надзора в отношении заболеваний,
связанных с водой и др.
Бесперебойное обеспечение
населения доброкачественной питьевой
водой остаётся одним из важнейших
факторов не только санитарно-эпидемиологического
благополучия, но и качества жизни. В
современном мире достаточный доступ
населения к воде гарантированного
качества становится важнейшей проблемой.
Среди факторов, определяющих состояние
здоровья, вода находится на 2-м месте
после бедности.
Курская область обладает
значительным запасом вод питьевого
качества и входит в число 31 территории
РФ, где хозяйственно-питьевое водоснабжение
осуществляется за счет подземных вод.
Использование артезианских вод
позволяет обеспечить достаточно высокую
их защищенность от негативного воздействия
различных факторов внешней среды,
обеспечить относительную стабильность
запасов и использовать в практике
хозяйственно-питьевого водоснабжения
без предварительной водоподготовки.
На территории области эксплуатируются
более 7 тыс. объектов
хозяйственно-питьевого водоснабжения
населения. Из них более 2-х тыс. являются
источниками централизованного
водоснабжения и около 5 тыс. – шахтными
колодцами. Обеспеченность централизованным
водоснабжением сельского населения
составляет - 88%, городского - 98,5%. Удельные
значения водопотребления городского
населения колеблются от 100 л/сут. до 583
л/сут., в среднем составляя 269 л/сут. на
человека. Водопотребление сельских
жителей изменяется в пределах 81-205 л/сут.
Данные показатели на фоне средних по
России выглядят весьма благополучно.
Однако усреднённые значения малоинтересны
и утешительны для той части населения,
которая ограничена в свободном доступе
к воде питьевого качества, а это не
только обитатели глухих деревень, но и
жители крупных городов области.
Объекты водоснабжения в сельской
местности находятся в худшем состоянии,
чем в городах. В результате непродуманной
хозяйственной деятельности, игнорирования
санитарно-гигиенических основ
водопользования в 90-х годах прошлого
столетия была утрачена система обеспечения
сельского населения питьевой водой.
Нефинансирование объектов нецентрализованного
водоснабжения, привело к их деградации,
ухудшению санитарного состояния и
снижению качества воды. В наиболее
сложном положении оказались малые
«бесперспективные» населённые
пункты. На отдельных административных
территориях области удельный вес
нестандартных проб из источников
нецентрализованного водоснабжения по
микробиологическим показателям в 2-3
раза превышает средне областной.
Парадоксальность существующего
положения состоит в том, что, с одной
стороны повышаются требования к качеству
питьевой воды, с другой – всё больше
снижаются возможности не только улучшения
условий водоснабжения, но и просто
сохранения существующих систем сельского
водоснабжения. Более трети сельских
водопроводов не имеют не только зон
санитарной охраны, а вообще каких-либо
документов.
Серьезную эпидемическую опасность
представляет вторичное загрязнение
питьевой воды на этапе её «транспортировки».
Степень изношенности разводящих сетей
достигает 60-100%. Длительное нахождение
воды в водопроводах вызывает резкое
ухудшение её качества: отмечается
появление запаха, привкуса, цветности,
снижаются бактериологические показатели.
Поэтому зачастую к потребителю вода
приходит не соответствуя гигиеническим
нормативам (ГН). Ситуация осложняется
тем, что потребитель считает водопроводную
воду заведомо доброкачественной и, если
нет явных признаков ухудшения
«органолептики», пользуется водой
в питьевых целях, не подвергая её
кипячению. В некоторых территориях
области удельный вес проб воды,
несоответствующих ГН в разводящей сети,
по сравнению с водой, поступающей с
головных сооружений, возрастает с 0% до
9%. Этому способствует недостаточная
развитость инфраструктуры централизованного
водоснабжения, приводящая к практике
подачи воды «по графику». Кроме
издержек санитарно-эпидемиологического
характера – это вызывает рост недовольства
населения, приводит к социальной
напряжённости в обществе.
Другой проблемой качества
питьевой воды является её природный
минеральный и радионуклидный состав.
В нашем регионе вода перенасыщена
железом, чрезвычайно бедна фтором, высок
уровень общей минерализации. В последние
годы отмечается рост количества проб
воды, не отвечающих ГН по содержанию
марганца. Не исключена возможность
техногенного загрязнения водоносных
горизонтов нефтепродуктами и фенолом.
Длительное воздействие воды с превышением
ГН, регламентирующих содержание
химических веществ, увеличивает риск
заболеваний органов кровообращения,
пищеварения, эндокринной системы,
выделительной системы. Недостаточное
количество фтора в питьевой воде
(0,1-0,4мг/л) приводит к повышению
заболеваемости кариесом. Распространённость
кариеса среди жителей г. Курска составляет
96-98%. Число удалённых зубов у людей старше
45 лет составляет более 40%.
Однако, реализация задачи кондиционирования
качества водопроводной воды посредством
смешения различных вод или искусственного
обогащения питьевой воды биогенными
элементами путём фильтрации через
минералсодержащие материалы или внесение
солевых добавок в настоящее время в
Курской области не рассматривается
даже на уровне гипотезы. Заведомо
считается, что это нереально дорого.
Между тем в США 74% населения получают
фторсодержащую водопроводную воду. Её
фторирование осуществляется в 40 из 50
наиболее крупных городов. Заболеваемость
кариесом в 4-5 раз меньше, нежели в России.
Соотношение затрат на фторирование и
лечения зубов оценивается как 1/100.
Ещё одна проблема, характерная
для всей территории России – это не
изученность взаимодействия десятков
наименований ксенобиотиков, поступающих
в организм, в том числе с водой, их
взаимовлияние, трансформация и
патогенетическое действие. Задекларированное
вступление России в ВТО,
предполагает внедрение
технических регламентов, в том числе
гигиенических нормативов питьевой
воды, гармонизированных с аналогичными
нормами развитых стран Европы и Северной
Америки. Это предполагает многократное
развитие возможностей лабораторного
контроля. Логичной адекватной мерой
было бы скорейшее внедрение новых
методик контроля, закупка современного
оборудования обучение специалистов не
только в системе испытательно-лабораторных
центров Роспотребнадзора, а даже в
первую очередь, в лабораториях
жилищно-коммунальной сферы.
Вызывает оптимизм большая, нежели
прежде, заинтересованность региональной
исполнительной власти в решении проблем
питьевого водоснабжения. В
вопросах обеспечения населения питьевой
водой гарантированного качества большую
позитивную роль играет областная целевая
программа «Обеспечение
населения Курской области питьевой
водой 2001-2010г.г.». В том числе, благодаря
профинансированным мероприятиям
программы, общее количество источников
централизованного водоснабжения, не
отвечающих санитарным правилам и
нормативам, ежегодно уменьшается на
30-40. Удельный вес проб воды, не отвечающих
требованиям безопасности стабилен и
значительно ниже, чем в среднем в
Российской Федерации. В рамках
государственного санитарно-эпидемиологического
надзора в области организована и
реализуется система санитарно-гигиенического
мониторинга. С этой целью проводится
санитарная паспортизация источников
централизованного и нецентрализованного
водоснабжения, лабораторные исследования
качества питьевой воды из каждого
источника централизованного и
децентрализованного водоснабжения,
рабочие программы контроля разрабатываются
для конкретных источников питьевого
водоснабжения.
Таким образом:
Санитарно-эпидемиологическая
ситуация в сегменте питьевого
водоснабжения населения в Курской
области стабильна по отсутствию массовых
инфекционных заболеваний и отравлений,
связанных с водным фактором, однако
сохраняются риски её осложнения.
Достижение
поставленной цели по улучшению состояния
питьевого водоснабжения возможно путём
комплексного подхода к проблеме с
привлечением всех заинтересованных
сторон и решением задач не только
увеличением финансирования данной
отрасли, строительством и модернизацией
водопроводных систем, но и рациональным
использованием и охраной водных ресурсов
Курской области.
Учитывая
высокую подвижность населения благодаря
развитости коммуникаций в современном
мире, значительный уровень неконтролируемых
миграций населения, в том числе из
«экзотических» стран, и то, что
водный путь передачи характерен для
таких серьёзных инфекционных заболеваний
как вирусные гепатиты, дизентерия,
лямблиоз, легионеллёз, энтеро- и
ротавирусные инфекции (на долю которых
в мире приходится до 70-80% заразных
диарей), холера, брюшной тиф и др.
обеспечение действенного и эффективного
контроля за качеством питьевой воды,
её доступностью для всего населения
является приоритетным направлением
не только для Роспотребнадзора, но, в
первую очередь, для органов исполнительной
и законодательной власти всех ветвей
и уровней.
Резолюция
ООН №61/192 от 6 февраля 2006 года
(www.un.org/russian/Docs/jornal/ws.asp?m=A(C,2)61/4;
www.un.org/russian/Docs/jornal/ws.asp?m=A/RES/61).
Доклад
о состоянии здравоохранения в Европе,
Региональные публикации ВОЗ, Европейская
серия, № 97 .
Государственный
доклад «О санитарно-эпидемиологической
обстановке в Курской области в 2005 году»
под редакцией А.В. Бунакова – Курск:
Управление Роспотребнадзора по Курской
области – 2006.
(Сидоров
Г.А., Федорченко И.И.)
|