Известно, что любая инновация
(нововведение) в области образования
имеет одну главную направленность-качественное
обновление педагогической деятельности.
Технологический же процесс их внедрения
рассматривается как инновационный
подход в построении обучения.
Изложение лекционного материала,
как элемент образовательного процесса,
пожалуй, является визитной карточкой
специфики обучения в высшей школе.
История развития образования
знает немало примеров существенного
изменения приоритетов, прежде всего в
содержании определённой темы (изменение
научных взглядов, политическое
преобразование в стране и т.д.). Гораздо
меньше внедряются инновации в структурную
схему изложения лекционного материала.
Большинство лекторов используют
стандартные апробированные схемы -
имеется ввиду лекция-монолог, хотя уже
давно не редкость, правда в основном в
вузах с гуманитарной направленностью,
использование лекций-бесед, лекций по
принципу-проблемный диалог,
лекций-видеотренингов и др.
Безусловно, любая инновация
должна приносить реальную пользу
образовательному процессу, а не внедряться
на волне модного течения.
Учитывая это обстоятельство, на
кафедре инфекционных болезней и
эпидемиологии разрабатывается схема
организации и проведения, так называемых
лекций-интервью.
Подобная структура изложения
материала, безусловно, приемлема для
определённых тем, и, несомненно, является
не основной, а дополнительной формой
организации лекционного курса.
В чем же уникальность лекции-интервью?
Прежде всего, в том, что лекция-интервью
- это учебная форма, имеющая своей главной
целью активное соединение теоретического
и практического содержания обучения.
Возьмём для примера организацию
проведения лекции-интервью по теме
«Организационная и функциональная
структура эпидемиологического надзора
на территории РФ».
Помимо основного лектора в
аудиторию приглашаются (не более 2-3
человек) специалисты-практики,
профессионально занимающиеся по теме
лекции. В нашем случае - это руководитель
регионального и (или) локального, то
есть областного и (или) районного центра
роспотребназора. А также приглашается
непосредственно заведующий
эпидемиологическим отделом центра.
Лекция включает несколько этапов.
Первый этап - подготовительный.
На этом этапе лектор излагает основные
проблемы и актуальность данной тематики.
Не следует упускать тот фактор, что
лектор с приглашёнными специалистами
заблаговременно обсуждает содержание
выносимых на лекцию вопросов, ориентирует
последних на методику проведения занятия
и их участие в нём, дабы превратить
элемент учебного процесса в некое
аналитическое шоу, то есть элементарный
хаос.
Следующий этап лекции -
функциональный, в ходе которого идёт
изложение и обсуждение учебных вопросов
лекции. По узловым вопросам лекции
преподаватель «берёт интервью»
у присутствующих специалистов, тем
самым перед слушателями развёртывается
диалог между лектором и специалистами
практиками. В нашем примере по ходу
представления студентам слайдов,
отражающих специфику иерархических
уровней санитарно-эпидемиологического
надзора, можно обратиться к приглашённым
гостям с целью получения более реальных
в практике нюансов деятельности службы.
Какие они видят достоинства и недостатки
и т.д. именно с позиции практиков.
Слушатели по ходу этого этапа
осмысливают информацию (возможно даже
альтернативную), ведут записи в конспекте
и формируют дополнительные вопросы к
выступающим.
И, наконец, третий - заключительный
этап, в ходе которого преподаватель-лектор
делает обобщение и выводы по занятию.
Лектор отвечает сам и приглашает ответить
специалистов-практиков на дополнительные
вопросы слушателей.
Конечно, опыта в организации и
проведении подобной инновационной
лекции у нас пока недостаточно, но уже
на данном этапе подготовки внедрения
в практику данных нововведений можно
сделать определённые выводы.
Подобная форма занятия -
проблемно-полилогическая (3-4 взаимосвязанных
диалогических канала восприятия
информации), что требует от обучаемых
большей самостоятельности, аргументированной
личной позиции и творческой мыслительной
работы. Приоритет такой лекции очевиден
по темам острой социальной и профессиональной
проблематики, темам деятельности, опыт
которых находится в стадии становления
или реформирования.
|