Четверг, 02.05.2024, 20:10
Приветствую Вас, Гость!

Региональная научно-
практическая конференция
«Окружающая среда и здоровье населения»

Категории каталога
Статьи на конференцию [91]

Главная » Статьи » Статьи на конференцию

Чуев А.С.

Известно, что любая инновация (нововведение) в области образования имеет одну главную направленность-качественное обновление педагогической деятельности. Технологический же процесс их внедрения рассматривается как инновационный подход в построении обучения.

Изложение лекционного материала, как элемент образовательного процесса, пожалуй, является визитной карточкой специфики обучения в высшей школе.

История развития образования знает немало примеров существенного изменения приоритетов, прежде всего в содержании определённой темы (изменение научных взглядов, политическое преобразование в стране и т.д.). Гораздо меньше внедряются инновации в структурную схему изложения лекционного материала.

Большинство лекторов используют стандартные апробированные схемы - имеется ввиду лекция-монолог, хотя уже давно не редкость, правда в основном в вузах с гуманитарной направленностью, использование лекций-бесед, лекций по принципу-проблемный диалог, лекций-видеотренингов и др.

Безусловно, любая инновация должна приносить реальную пользу образовательному процессу, а не внедряться на волне модного течения.

Учитывая это обстоятельство, на кафедре инфекционных болезней и эпидемиологии разрабатывается схема организации и проведения, так называемых лекций-интервью.

Подобная структура изложения материала, безусловно, приемлема для определённых тем, и, несомненно, является не основной, а дополнительной формой организации лекционного курса.

В чем же уникальность лекции-интервью? Прежде всего, в том, что лекция-интервью - это учебная форма, имеющая своей главной целью активное соединение теоретического и практического содержания обучения.

Возьмём для примера организацию проведения лекции-интервью по теме «Организационная и функциональная структура эпидемиологического надзора на территории РФ».

Помимо основного лектора в аудиторию приглашаются (не более 2-3 человек) специалисты-практики, профессионально занимающиеся по теме лекции. В нашем случае - это руководитель регионального и (или) локального, то есть областного и (или) районного центра роспотребназора. А также приглашается непосредственно заведующий эпидемиологическим отделом центра.

Лекция включает несколько этапов.

Первый этап - подготовительный. На этом этапе лектор излагает основные проблемы и актуальность данной тематики. Не следует упускать тот фактор, что лектор с приглашёнными специалистами заблаговременно обсуждает содержание выносимых на лекцию вопросов, ориентирует последних на методику проведения занятия и их участие в нём, дабы превратить элемент учебного процесса в некое аналитическое шоу, то есть элементарный хаос.

Следующий этап лекции - функциональный, в ходе которого идёт изложение и обсуждение учебных вопросов лекции. По узловым вопросам лекции преподаватель «берёт интервью» у присутствующих специалистов, тем самым перед слушателями развёртывается диалог между лектором и специалистами практиками. В нашем примере по ходу представления студентам слайдов, отражающих специфику иерархических уровней санитарно-эпидемиологического надзора, можно обратиться к приглашённым гостям с целью получения более реальных в практике нюансов деятельности службы. Какие они видят достоинства и недостатки и т.д. именно с позиции практиков.

Слушатели по ходу этого этапа осмысливают информацию (возможно даже альтернативную), ведут записи в конспекте и формируют дополнительные вопросы к выступающим.

И, наконец, третий - заключительный этап, в ходе которого преподаватель-лектор делает обобщение и выводы по занятию. Лектор отвечает сам и приглашает ответить специалистов-практиков на дополнительные вопросы слушателей.

Конечно, опыта в организации и проведении подобной инновационной лекции у нас пока недостаточно, но уже на данном этапе подготовки внедрения в практику данных нововведений можно сделать определённые выводы.

Подобная форма занятия - проблемно-полилогическая (3-4 взаимосвязанных диалогических канала восприятия информации), что требует от обучаемых большей самостоятельности, аргументированной личной позиции и творческой мыслительной работы. Приоритет такой лекции очевиден по темам острой социальной и профессиональной проблематики, темам деятельности, опыт которых находится в стадии становления или реформирования.

Категория: Статьи на конференцию | Добавил: RooT (02.02.2008)
Просмотров: 599

Copyright Киричук Е.С. © 2024