Четверг, 02.05.2024, 20:46
Приветствую Вас, Гость!

Региональная научно-
практическая конференция
«Окружающая среда и здоровье населения»

Категории каталога
Статьи на конференцию [91]

Главная » Статьи » Статьи на конференцию

Сетко И.М.

Одним из важнейших аспектов в обеспечении гигиенической безопасности школьников является организация рационального питания, как одного из основополагающих механизмов, обеспечивающих восполнение микроэлементного дисбаланса, развивающегося под воздействием природных и антропогенных факторов. Недостаточное внимание, уделяемое в предыдущие годы организации системы горячего питания, привело к её децентрализации или полному отсутствию в отдельных случаях.

Анализ состояния питания детей и подростков в образовательных учреждениях Оренбургской области указывает на существенные отклонения от принципов рационального питания. Это приводит к нарушениям в использовании в питании школьников основных групп пищевых продуктов, что, в свою очередь, ведет к серьезным нарушениям в состоянии здоровья детей с возникновением алиментарно-зависимых заболеваний. Неблагоприятная картина по обеспечению микронутриентами была выявлена при обследовании детей и подростков в возрасте 7-17 лет. Установлен тотальный недостаток в потреблении водо- и жирорастворимых витаминов (В1, В2, В6, В9, В12, С, Н, РР, D - у 63 – 100 % обследованных), макро– и микроэлементов (кальция - в 1,8 раза у 96 % относительно рекомендуемого уровня, йода – в 2,2 раза, селена – в 1,5 раза у 95-100%, цинка – у 85%).

Проведёнными исследованиями установлено, что микроэлементный портрет школьников, проживающих на территории с выраженным антропогенным загрязнением (1 группа) и сельской территории (2 группа) резко отличается друг от друга в количественной характеристике дисбаланса биотических концентраций эссенциальных и накоплении токсических микроэлементов. Наиболее ярко разница в элементном статусе между данными группами проявляется в накоплении в волосах таких токсичных микроэлементов как свинец, кадмий, стронций. Доказано, что концентрации превышали средние региональные показатели по свинцу в 6,4 раза, в 5,0 раза по стронцию, по кадмию в 3,6 раза у детей 1 группы, в то время как у детей 2 группы превышение кадмия отмечалось на 78%, свинца на 25%, а содержание стронция было ниже региональных данных на 52%. Важно подчеркнуть, что установленный дисбаланс среди эссенциальных микроэлементов был совершенно различным в элементном портрете детей 1 и 2 групп. Так, отталкиваясь от региональных показателей, установлено, что в элементном портрете детей 1 группы превышение биотических концентраций отмечалось по меди на 63%, марганцу в 6,7 раза, хрому в 5,2 раза, никелю в 4 раза; при этом концентрация цинка была снижена на 32% и железа на 8%. В элементном же портрете детей 2 группы выявлено превышение биотических концентраций марганца в 4,77раза, никеля лишь на 9%, цинка на 55%; в то же время биотические концентрации меди были снижены на 53%, хрома на 88% и железа на 73%. Полученный факт объясняется установленной прямой зависимостью содержания отдельных микроэлементов в волосах от их содержания в окружающей среде. Так, повышение уровня марганца, никеля, свинца, кадмия, стронция, хрома в окружающей среде, вызывают эффект кумуляции в организме детей соответственно марганца (r=0,78), никеля (r=0,54), свинца (r=0,72), кадмия (r=0,61), стронция (r=0,58) и хрома (r=0,86).

Высокие и пониженные биоконцентрации указанных выше микроэлементов, находящиеся в обратной зависимости от содержания их в окружающей среде вероятно, с одной стороны может быть связано с повышенной потребностью организма в этих элементах (например, железа) для биохимических реакций адаптации в условиях воздействия техногенного загрязнения, с другой стороны объясняется явлениями синергизма и антагонизма, имеющими место во взаимоотношениях микроэлементов в организме (Авцын А.П., Строчкова Л.С., Жаворонков А.А., 1988, Воронкова И.П.,2004).

В этой связи наиболее эффективным способом решения проблемы является внедрение в практику школьного питания новых специализированных пищевых продуктов, обогащенных различными витаминно-минеральными комплексами с учетом биогеохимической специфики региона.

Таким образом, сложившаяся ситуация предопределила действия органов исполнительной и законодательной власти по реструктуризации и оптимизации подходов к организации питания школьников.

С целью оптимизации системы школьного питания посредством ее централизации и индустриализации, обеспечения учащихся общеобразовательных учреждений сбалансированными рационами питания в соответствии с физиологическими потребностями для разных возрастных групп, разработана областная целевая программа «Совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях области на 2008-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства Оренбургской области от 20.08.2007 года № 296-п, каждый школьник обеспечен дотацией на питание в размере 10 рублей 45 копеек, что способствует организации 100% питания учащихся. Проводится реконструкция и переоснащение комбинатов школьного питания, концентрация производства полуфабрикатов высокой степени готовности, готовых рационов (школьных завтраков, обедов) и обеспечение централизованной доставки продукции в школьные пищеблоки общеобразовательных учреждений.

Модернизация существующей системы школьного питания в области позволит добиться повышения уровня здоровья детей путём восполнения микроэлементного дисбаланса.

Категория: Статьи на конференцию | Добавил: RooT (02.02.2008)
Просмотров: 428

Copyright Киричук Е.С. © 2024