Одним из важнейших аспектов в
обеспечении гигиенической безопасности
школьников является организация
рационального питания, как одного из
основополагающих механизмов, обеспечивающих
восполнение микроэлементного дисбаланса,
развивающегося под воздействием
природных и антропогенных факторов.
Недостаточное внимание, уделяемое в
предыдущие годы организации системы
горячего питания, привело к её
децентрализации или полному отсутствию
в отдельных случаях.
Анализ состояния питания детей
и подростков в образовательных учреждениях
Оренбургской области указывает на
существенные отклонения от принципов
рационального питания. Это приводит к
нарушениям в использовании в питании
школьников основных групп пищевых
продуктов, что, в свою очередь, ведет к
серьезным нарушениям в состоянии
здоровья детей с возникновением
алиментарно-зависимых заболеваний.
Неблагоприятная картина по обеспечению
микронутриентами была выявлена при
обследовании детей и подростков в
возрасте 7-17 лет. Установлен тотальный
недостаток в потреблении водо- и
жирорастворимых витаминов (В1, В2, В6, В9,
В12, С, Н, РР, D - у 63 – 100 % обследованных),
макро– и микроэлементов (кальция - в
1,8 раза у 96 % относительно рекомендуемого
уровня, йода – в 2,2 раза, селена – в 1,5
раза у 95-100%, цинка – у 85%).
Проведёнными исследованиями
установлено, что микроэлементный портрет
школьников, проживающих на территории
с выраженным антропогенным загрязнением
(1 группа) и сельской территории (2 группа)
резко отличается друг от друга в
количественной характеристике дисбаланса
биотических концентраций эссенциальных
и накоплении токсических микроэлементов.
Наиболее ярко разница в элементном
статусе между данными группами проявляется
в накоплении в волосах таких токсичных
микроэлементов как свинец, кадмий,
стронций. Доказано, что концентрации
превышали средние региональные показатели
по свинцу в 6,4 раза, в 5,0 раза по стронцию,
по кадмию в 3,6 раза у детей 1 группы, в то
время как у детей 2 группы превышение
кадмия отмечалось на 78%, свинца на 25%, а
содержание стронция было ниже региональных
данных на 52%. Важно подчеркнуть, что
установленный дисбаланс среди
эссенциальных микроэлементов был
совершенно различным в элементном
портрете детей 1 и 2 групп. Так, отталкиваясь
от региональных показателей, установлено,
что в элементном портрете детей 1 группы
превышение биотических концентраций
отмечалось по меди на 63%, марганцу в 6,7
раза, хрому в 5,2 раза, никелю в 4 раза; при
этом концентрация цинка была снижена
на 32% и железа на 8%. В элементном же
портрете детей 2 группы выявлено
превышение биотических концентраций
марганца в 4,77раза, никеля лишь на 9%,
цинка на 55%; в то же время биотические
концентрации меди были снижены на 53%,
хрома на 88% и железа на 73%. Полученный
факт объясняется установленной прямой
зависимостью содержания отдельных
микроэлементов в волосах от их содержания
в окружающей среде. Так, повышение уровня
марганца, никеля, свинца, кадмия, стронция,
хрома в окружающей среде, вызывают
эффект кумуляции в организме детей
соответственно марганца (r=0,78), никеля
(r=0,54), свинца (r=0,72), кадмия (r=0,61), стронция
(r=0,58) и хрома (r=0,86).
Высокие и пониженные биоконцентрации
указанных выше микроэлементов, находящиеся
в обратной зависимости от содержания
их в окружающей среде вероятно, с одной
стороны может быть связано с повышенной
потребностью организма в этих элементах
(например, железа) для биохимических
реакций адаптации в условиях воздействия
техногенного загрязнения, с другой
стороны объясняется явлениями синергизма
и антагонизма, имеющими место во
взаимоотношениях микроэлементов в
организме (Авцын А.П., Строчкова Л.С.,
Жаворонков А.А., 1988, Воронкова И.П.,2004).
В этой связи наиболее эффективным
способом решения проблемы является
внедрение в практику школьного питания
новых специализированных пищевых
продуктов, обогащенных различными
витаминно-минеральными комплексами с
учетом биогеохимической специфики
региона.
Таким образом, сложившаяся
ситуация предопределила действия
органов исполнительной и законодательной
власти по реструктуризации и оптимизации
подходов к организации питания школьников.
С целью оптимизации системы
школьного питания посредством ее
централизации и индустриализации,
обеспечения учащихся общеобразовательных
учреждений сбалансированными рационами
питания в соответствии с физиологическими
потребностями для разных возрастных
групп, разработана областная целевая
программа «Совершенствование
организации питания учащихся в
общеобразовательных учреждениях области
на 2008-2010 годы», утвержденной
Постановлением Правительства Оренбургской
области от 20.08.2007 года № 296-п, каждый
школьник обеспечен дотацией на питание
в размере 10 рублей 45 копеек, что
способствует организации 100% питания
учащихся. Проводится реконструкция и
переоснащение комбинатов школьного
питания, концентрация производства
полуфабрикатов высокой степени
готовности, готовых рационов (школьных
завтраков, обедов) и обеспечение
централизованной доставки продукции
в школьные пищеблоки общеобразовательных
учреждений.
Модернизация существующей
системы школьного питания в области
позволит добиться повышения уровня
здоровья детей путём восполнения
микроэлементного дисбаланса.
|