Как известно, дети с задержкой психического
развития (ЗПР) – это дети с нереализованными
возрастными возможностями. Все основные
психические новообразования возраста
у них формируются с запаздыванием и
имеют качественное своеобразие. Если
говорить об эмоциональном мире ребенка
с ЗПР, то в качестве ведущих характеристик
дошкольников с ЗПР выделяют слабую
эмоциональную устойчивость, нарушение
самоконтроля во всех видах деятельности,
агрессивность поведения и его провоцирующий
характер, трудности приспособления к
детскому коллективу, суетливость, частую
смену настроения, чувство страха,
манерничанье, фамильярность по отношению
к взрослому.
Немаловажным фактором психосоциального
здоровья детей с ЗПР является семейный
фактор, и педагогическая компетентность
родителей здесь особенно важна.
Родители должны быть готовы к его
воспитанию. Важно понять, что их
ребенок будет обучаться медленнее
других детей. Кроме того, родители должны
адекватно оценить возможности ребенка
с ЗПР и его успехи, заметить прогресс
(пусть незначительный). Только совместная
работа специалистов разного профиля и
семьи пойдет ребенку с задержкой
психического развития на пользу и
приведет к положительным результатам.
Но значительная часть детей
с ЗПР воспитывается
родителями, имеющими определенные
умственные нарушения.
Кроме того, отношения в таких семьях
характеризуются высокой
конфликтностью, эмоциональной
нестабильностью, анархичностью
воспитания. В таких семьях
не исключается риск ранней алкоголизации
детей. В условиях
злоупотребления алкоголем одним или
обоими родителями у ребенка не только
возникает ЗПР, но и осложняется данный
процесс [1, с.65].
Цель психосоциального подхода —
поддерживать равновесие между внутренней
психической жизнью ребенка с ЗПР и
межсистемными отношениями, влияющими
на его жизнедеятельность. При
психосоциальном подходе оптимистически
рассматриваются возможности человека,
высоко оцениваются потенциал личности
и ее способности к росту и развитию при
наличии соответствующих условий,
ресурсов и помощи. Все это касается и
ребенка с диагнозом «задержка
психического развития». Суть помощи
— эффективное участие в решении
психологических, межличностных и
социальных проблем «личности в
ситуации».
Первая стадия работы обладает не только
диагностическим потенциалом, но и
терапевтическим эффектом, ведь проблема
клиента выслушивается, принимается и
обсуждается. Широко применяется
консультирование - непосредственная
работа с клиентом (в данной работе под
клиентами мы подразумеваем ребенка с
ЗПР и его ближайшее окружение), направленная
на решение различного рода
психологических проблем, связанных с
трудностями в межличностных отношениях,
где основным средством воздействия
является определенным образом построенная
беседа. Консультация с ребенком с ЗПР
носит специфический характер, поэтому
при консультировании целесообразно
участие его родителей, которые сами
испытывают ряд психологических,
межличностных, материальных и других
проблем.
Групповые методы психосоциальной работы
применяются к детям с ЗПР, если это
игровые группы (в том числе и тренинги-игры).
Клиентами терапевтических и других
видов групп могут являться родители и
ближайшее окружение ребенка с ЗПР. К
основным целям психосоциальной групповой
работы с ближайшим окружением ребенка
с ЗПР можно отнести: облегчение
коммуникации и снятие барьеров
социальной изоляции, решение проблем
с социальным окружением. Руководитель
может играть как центральную, так и
вспомогательную роль [2, с.119].
Таким образом, с детьми с ЗПР и их
ближайшим окружением могут применяться
методы психосоциальной работы, в
частности, диагностика, консультирование,
групповая психосоциальная работа,
психокоррекция. Можно
отметить два механизма
психологической коррекции
с помощью
арттерапии (О. А. Карабанова, 1997):
— когда искусство позволяет
в своеобразной символической форме
переконструировать травмирующую
ситуацию и найти выход из нее,
используя креативные способности
ребенка;
— когда
под воздействием искусства появляется
эстетическая реакция,
изменяющая действие «аффекта от
мучительного к приносящему
наслаждение» (Л. С. Выготский, 1987).
Коррекционные
возможности арттерапии
обусловлены предоставлением ребенку
с проблемами возможностей для
самовыражения и
саморазвития, утверждения и самопознания.
Созданные ребенком
в процессе арттерапии творческие работы
и их признание взрослыми повышают его
самооценку, степень его самопризнания.
В коррекционной работе
используются разные виды арттерапии:
музыкотерапия, изотерапия (в том числе
и использование техники мандал),
вокалотерапия, сказкотерапия,
кинезитерапия, песочная
терапия, фототерапия и др. Наиболее
сензитивным для использования
арттерапевтических методик в коррекционной
работе с детьми с ЗПР
является возраст 6-7
лет; такая работа может
в отдельных случаях проводиться и с 5
лет.
Все арттерапевтические
методики, используемые в работе с
дошкольниками с
проблемами, направлены на коррекцию
личностной сферы
ребенка. Применение средств искусства
для достижения терапевтического эффекта
в психокоррекционной
работе с дошкольниками в специальном
образовательном учреждении могут иметь
успех в том случае, если в эту работу
активно включены родители
детей. Но в арттерапии диагностический
и собственно терапевтический процессы
протекают одновременно посредством
увлекательного спонтанного творчества.
В результате, легче устанавливаются
эмоциональные, доверительные
коммуникативные контакты между сторонами,
включенными в диагностический
процесс.
Наиболее распространенным видом
психокоррекции, используемым при работе
с ребенком с ЗПР, является изотерапия.
Здесь основной диагностический материал
— изобразительная продукция. Для
арттерапевтической интерпретации
рисунков важны приоритетные формальные
составляющие — линия, форма, цвет в их
взаимосвязанной динамике, а также другие
аспекты и способы символического
выражения средствами изобразительного
творчества. Арттерапевтическая
диагностика невозможна в отсутствие
специалиста. Вместо независимой
интерпретации формальных признаков
рисунка специалист опирается на
систему значений и ассоциаций самого
автора, использует разнообразные речевые
стратегии, отслеживает особенности
его мимики, движений, невербальной
звуковой экспрессии и других реакций.
Здесь нельзя не сказать об опасности
субъективизма, проекции диагностических
ожиданий и переживаний самого специалиста
в процессе интерпретации полученного
материала.
Любой детский рисунок является проективным
по отношению к внутреннему психическому
состоянию личности [3, с.32]. Особенности
социальных обстоятельств развития,
семейной ситуации, эмоциональное и
физическое самочувствие, а также другие
подобные факторы влияют на построение
художественного образа, композицию,
использование пространства цвета,
символики, характер движений.
Для определения эффективности применения
арттерапии как способа диагностики с
детьми с ЗПР было проведено исследование,
задачей которого являлось диагностирование
эмоционального состояния детей с ЗПР
с помощью арттерапевтической проективной
методики. Объектом исследования
выступили дети в возрасте от 6 до 12
лет с диагнозом «задержка психического
развития» в количестве пяти человек,
обучающиеся в специальной коррекционной
школе № 26. В ходе исследования были
использованы такие методы, как метод
анализа документов и научной литературы,
графическая проективная методика
«Дерево», метод сравнительного
анализа, метод интервью.
Известно, что детям, а тем более детям
с задержкой психического развития
достаточно сложно выразить свой
эмоциональный мир вербально, т.е. через
слова, намного проще для них сделать
это невербально. Такова возрастная
специфика. Поэтому использование
арттерапевтической графической методики
позволяет детям наиболее полно выразить
свое эмоциональное состояние. Кроме
того, проведение в ходе исследования
краткого интервью с участниками («Какие
ощущение ты испытываешь, рисуя дерево?»,
«Кого ты представлял, когда рисовал
дерево?» и т.п.) позволяет им подкрепить
невербальное выражение эмоций словами,
что носит коррекционный и развивающий
характер.
В ходе исследования была доказана
основная гипотеза о том, что при работе
с детьми с задержкой психического
развития использование арттерапевтических
методик способствует выражению их
эмоционального состояния, что обусловлено
спецификой развития данной категории
детей. Но были сделаны и другие выводы,
в частности о том, что интерпретация
рисунков, об авторах которых экспериментатор
не имеет никакой дополнительной
информации, затруднительна и может
содержать искаженные, далекие от
реальности выводы. Кроме того, рассматривать
арттерапевтический метод диагностики
как единственный вариант получения
необходимой информации нецелесообразно,
использование арттерапии в качестве
диагностирующего материала связано с
личностью диагноста и во многом зависит
от субъективного человеческого фактора.
Исследователь в работе с изобразительной
продукцией своих подопечных должен
быть компетентен и корректен.
Таким образом, в работе с детьми с ЗПР
арттерапия применяется как один из
методов психосоциального подхода и
может использоваться как для получения
диагностической информации, так и для
психокоррекции.
Литература:
Никишина,
В.Б. Практическая психология в работе
с детьми с задержкой психического
развития: Пособие для психологов и
педагогов / В.Б.Никишина / [Текст] - М.:
Гуманит. изд Центр ВЛАДОС, 2003. – 126 с.-
(Спец. Психология).
Фирсов,
М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной
работы: содержание и методы психосоциальной
работы. М., 2002.
Лебедева,
Л.Д. Практика арт-терапии: подходы,
диагностика, система занятий. – СПб.:
Речь, 2005. – 256 с.
|