Суббота, 27.04.2024, 06:45
Приветствую Вас, Гость!

Региональная научно-
практическая конференция
«Окружающая среда и здоровье населения»

Категории каталога
Статьи на конференцию [91]

Главная » Статьи » Статьи на конференцию

Мамчиц Л.П.

В начале XXI века становится еще более актуальным сохранение и укрепление здоровья населения, проживающего в сложных социально-экономических условиях и в эколого-дестабилизированной среде. «Будущее принадлежит медицине предупредительной» – эти слова принадлежат великому русскому хирургу Н.И.Пирогову. Они сказаны еще в XIX веке и стали девизом профилактической медицины.

На современном этапе профилактическое направление становится приоритетным направлением развития здравоохранения страны. Медицина ориентирована сегодня на здорового человека, а охрана здоровья здоровых – ведущим принципом здравоохранения. Здоровье рассматривается как экономическая категория, важный критерий развития общества.

Особое место в системе здравоохранения занимает санитарно-эпидемиологическая служба, задачей которой и является практическая реализация принципов профилактической медицины. Санитарно-эпидемиологическая служба области является мощной современной организацией, ведущей многопрофильную санитарно-противоэпидемическую работу среди более чем 1,5 млн. жителей области. Функционируют 28 центров гигиены и эпидемиологии, персонал которых насчитывает более 1500 человек.

Подготовка кадров для санитарно-эпидемиологической службы осуществляется на медико-профилактических факультетах медицинских ВУЗов. Авария на Чернобыльской АЭС, ухудшение экологической обстановки выдвинули на первый план не только задачу диагностики и комплексной оценки качества окружающей среды, но и оценку ее влияния на состояние здоровья населения, проведения социально-гигиенического мониторинга и выявление факторов риска развития различных заболеваний и их профилактику. На выполнение этой важнейшей аналитической, других профилактических функций и ориентирована базисная подготовка врачей на медико-профилактическом факультете нашего университета в течение 6 лет. После сдачи государственных выпускных экзаменов выпускники факультета подлежат государственному распределению, в основном в учреждения Министерства здравоохранения Республики Беларусь профилактического профиля: Центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья (ЦГЭ и ОЗ), НИИ и лаборатории гигиенического и эпидемиологического профиля. Выпускники после окончания факультета в течение года проходят стажировку в крупных базовых ЦГЭ и ОЗ и после сдачи в конце стажировки аттестационного экзамена могут работать врачами-специалистами по различным отраслям гигиены и эпидемиологии: по общей гигиене, коммунальной гигиене, гигиене питания, гигиене труда, гигиене детей и подростков, радиационной гигиене; токсикологами, валеологами, врачами- эпидемиологами, микробиологами, вирусологами, паразитологами, бактериологами; врачами-лаборантами ЦГЭ и ОЗ, организаторами здравоохранения, научными сотрудниками и преподавателями.

В нашем университете медико-профилактический факультет был организован в 2001 году в связи с необходимостью обеспечения учреждений санитарно-эпидемиологической службы Гомельской области квалифицированными кадрами. Осуществляется подготовка студентов по специальности «Медико-профилактическое дело», квалификация – врач-гигиенист, эпидемиолог. Врач-гигиенист, эпидемиолог – специалист с высшим медицинским образованием, организующий мероприятия по сохранению здоровья, формированию здорового образа жизни, осуществляющий надзор за факторами и объектами окружающей среды, определяющими здоровье и заболеваемость населения.

На сегодняшний день на нашем факультете обучается 183 студента. Для обучения студентов в университете созданы достаточные условия – оснащенные учебные аудитории, лекционные залы с мультимедийными установками, необходимое оборудование. Работают профессиональные высококвалифицированные преподаватели, многие их которых имеют ученую степень.

Общий срок обучения на медико-профилактическом факультете составляет 6 лет. Преподавание имеет некоторые особенности. Базовая университетская подготовка включает в себя 4 этапа: 1 этап – изучение общественных, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин (1-2 курс); 2 этап – пропедевтическая подготовка (клиническая и гигиеническая (3 курс); 3 этап – клиническая подготовка (4-5 курс) и завершающий 4 этап – специальная гигиеническая и эпидемиологическая подготовка. Каждый этап базисной подготовки завершается наряду с курсовыми экзаменами и зачетами сдачей комплексных государственных экзаменов: после 5 семестра – «Человек и факторы окружающей среды», интегрирующий знания по общественным, естественнонаучным, медико-биологическими дисциплинам и, в частности, общей гигиене, микробиологии, иммунологии и вирусологии. После 9 семестра (5 курс) – студенты сдают комплексный государственный экзамен «Клиническая подготовка и оказание помощи при неотложных состояниях».

В процессе специальной гигиенической и эпидемиологической подготовки на 6 курсе студенты наряду с учебой будут заниматься почти половину учебного времени в соответствующих отделениях базовых ЦГЭ и ОЗ г. Гомеля. Обучение завершается аттестацией готовности к практической профессиональной деятельности и сдачей комплексных государственных выпускных экзаменов по гигиенам и эпидемиологии.

Система подготовки основана на традиционных принципах. К ним относятся посещение лекций, семинаров, лабораторных и практических занятий, работа с литературой по специальности, реферативная работа, индивидуальная работа. На медико-профилактическом факультете широко используются различные формы самостоятельной работы студентов. Проблемное обучение реализуется главным образом с помощью ситуационных задач, деловых игр, алгоритма деятельности врача-гигиениста и эпидемиолога в практике учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

Особенности практической деятельности требуют от врачей-гигиенистов и эпидемиологов высокой профессиональной подготовки и организаторских навыков, глубоких знаний вопросов эпидемиологической диагностики[2,3]. Важнейшим этапом работы студентов по приобретению навыков проведения эпидемиологических исследований является выполнение самостоятельной работы под руководством преподавателя, которая предусматривает анализ большого цифрового материала по заболеваемости конкретной болезнью в определенном населенном пункте и выявление причинно-следственных связей между заболеваемостью и факторами ее определяющими (ретроспективное эпидемиологическое исследование).

На современном этапе одной из важнейших задач по охране окружающей среды является проведение социально-гигиенического мониторинга за окружающей средой, соблюдение нормативно-правовых основ охраны окружающей среды. Введение в практику работы санитарно-эпидемиологической службы социально-гигиенического мониторинга вносит коррективы в систему подготовки будущих специалистов. Специфика деятельности выпускника медико-профилактического факультета состоит в том, что они должны обладать достаточным уровнем знаний в области экологии, гигиены, эпидемиологии и информационных технологий.

Главное внимание современной концепции профессионального образования направлено на развитие личности обучаемого. С этой точки зрения наиболее прогрессивным является развивающий, творческий метод обучения, направленный на развитие практического мышления специалистов. При этом главное здесь ─ учить будущего специалиста рассуждать, размышлять, прививать навыки самостоятельно работать, принимать верные решения в нестандартных ситуациях[1].

Таким образом, первый опыт подготовки кадров гигиенического профиля на медико-профилактическом факультете убеждает в правильности выбранного пути и необходимости дальнейшего совершенствования данной системы подготовки специалистов. Функционирование медико-профилактического факультета позволяет решать проблему с укомплектованием центров гигиены и эпидемиологии высоко квалифицированными врачебными кадрами и способствует повышению общего уровня подготовки специалистов профилактической медицины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аронов М.Ф., Молчан Л.П. Современный урок. Учебно-методический центр. ─ Минск, 1994. ─ 52с.

2. Зуева Л.П., Яфаев Р.Х.,Сохомлина Г.И. Современные проблемы подготовки эпидемиологов // Достижения отечественной эпидемиологии в XX веке. Взгляд в будущее. – СПб., 2001. – С. 316-317.

3. Шляхтенко Л.И. Перспективы развития эпидемиологии как общемедицинской науки // Достижения отечественной эпидемиологии в XX веке. Взгляд в будущее. – СПб., 2001. – с. 40-41.

4. Шрага М.Х., Кудря Л.И., Вершинин В.П. Медицинская экология: пропедевтический курс профилактической медицины в ВУЗах // Достижения отечественной эпидемиологии в XX веке. Взгляд в будущее. – СПб., 2001. – С. 320-321.

Категория: Статьи на конференцию | Добавил: RooT (02.02.2008)
Просмотров: 540

Copyright Киричук Е.С. © 2024