В начале XXI
века становится еще более актуальным
сохранение и укрепление здоровья
населения, проживающего в сложных
социально-экономических условиях и в
эколого-дестабилизированной среде.
«Будущее
принадлежит медицине предупредительной»
– эти слова принадлежат великому
русскому хирургу Н.И.Пирогову. Они
сказаны еще в XIX
веке и стали девизом профилактической
медицины.
На
современном этапе профилактическое
направление становится приоритетным
направлением развития здравоохранения
страны. Медицина ориентирована сегодня
на здорового человека, а охрана здоровья
здоровых – ведущим принципом
здравоохранения. Здоровье рассматривается
как экономическая категория, важный
критерий развития общества.
Особое
место в системе здравоохранения занимает
санитарно-эпидемиологическая служба,
задачей которой и является практическая
реализация
принципов профилактической медицины.
Санитарно-эпидемиологическая служба
области является мощной современной
организацией, ведущей многопрофильную
санитарно-противоэпидемическую работу
среди более чем 1,5 млн. жителей области.
Функционируют 28 центров гигиены и
эпидемиологии, персонал которых
насчитывает более 1500 человек.
Подготовка
кадров для санитарно-эпидемиологической
службы осуществляется на
медико-профилактических факультетах
медицинских ВУЗов. Авария на Чернобыльской
АЭС, ухудшение экологической обстановки
выдвинули на первый план не только
задачу диагностики и комплексной оценки
качества окружающей среды, но и оценку
ее влияния на состояние здоровья
населения, проведения социально-гигиенического
мониторинга и выявление факторов риска
развития различных заболеваний и их
профилактику. На выполнение этой
важнейшей аналитической, других
профилактических функций и ориентирована
базисная подготовка врачей на
медико-профилактическом факультете
нашего университета в течение 6 лет.
После сдачи государственных выпускных
экзаменов выпускники факультета подлежат
государственному распределению, в
основном в учреждения Министерства
здравоохранения Республики Беларусь
профилактического профиля: Центры
гигиены, эпидемиологии и общественного
здоровья (ЦГЭ и ОЗ), НИИ и лаборатории
гигиенического и эпидемиологического
профиля. Выпускники после окончания
факультета в течение года проходят
стажировку в крупных базовых ЦГЭ и ОЗ
и после сдачи в конце стажировки
аттестационного экзамена могут работать
врачами-специалистами по различным
отраслям гигиены и эпидемиологии: по
общей гигиене, коммунальной гигиене,
гигиене питания, гигиене труда, гигиене
детей и подростков, радиационной гигиене;
токсикологами, валеологами, врачами-
эпидемиологами, микробиологами,
вирусологами, паразитологами,
бактериологами; врачами-лаборантами
ЦГЭ и ОЗ, организаторами здравоохранения,
научными сотрудниками и преподавателями.
В нашем
университете медико-профилактический
факультет был организован в 2001 году в
связи с необходимостью обеспечения
учреждений санитарно-эпидемиологической
службы Гомельской области квалифицированными
кадрами. Осуществляется подготовка
студентов по специальности
«Медико-профилактическое дело»,
квалификация – врач-гигиенист,
эпидемиолог. Врач-гигиенист, эпидемиолог
– специалист с высшим медицинским
образованием, организующий мероприятия
по сохранению здоровья, формированию
здорового образа жизни, осуществляющий
надзор за факторами и объектами окружающей
среды, определяющими здоровье и
заболеваемость населения.
На сегодняшний
день на нашем факультете обучается 183
студента. Для обучения студентов в
университете созданы достаточные
условия – оснащенные учебные аудитории,
лекционные залы с мультимедийными
установками, необходимое оборудование.
Работают профессиональные
высококвалифицированные преподаватели,
многие их которых имеют ученую степень.
Общий
срок обучения на медико-профилактическом
факультете составляет 6 лет. Преподавание
имеет некоторые особенности.
Базовая университетская подготовка
включает в себя 4 этапа: 1 этап – изучение
общественных, естественнонаучных и
медико-биологических дисциплин (1-2
курс); 2 этап – пропедевтическая подготовка
(клиническая и гигиеническая (3 курс); 3
этап – клиническая подготовка (4-5 курс)
и завершающий 4 этап – специальная
гигиеническая и эпидемиологическая
подготовка. Каждый этап базисной
подготовки завершается наряду с курсовыми
экзаменами и зачетами сдачей комплексных
государственных экзаменов: после 5
семестра – «Человек и факторы
окружающей среды», интегрирующий
знания по общественным, естественнонаучным,
медико-биологическими дисциплинам и,
в частности, общей гигиене, микробиологии,
иммунологии и вирусологии. После 9
семестра (5 курс) – студенты сдают
комплексный государственный экзамен
«Клиническая подготовка и оказание
помощи при неотложных состояниях».
В
процессе специальной гигиенической и
эпидемиологической подготовки на 6
курсе студенты наряду с учебой будут
заниматься почти половину учебного
времени в соответствующих отделениях
базовых ЦГЭ и ОЗ г. Гомеля. Обучение
завершается аттестацией готовности к
практической профессиональной
деятельности и сдачей комплексных
государственных выпускных экзаменов
по гигиенам и эпидемиологии.
Система
подготовки основана на традиционных
принципах. К ним относятся посещение
лекций, семинаров, лабораторных и
практических занятий, работа с литературой
по специальности, реферативная работа,
индивидуальная работа. На
медико-профилактическом факультете
широко используются различные формы
самостоятельной работы студентов.
Проблемное обучение реализуется главным
образом с помощью ситуационных задач,
деловых игр, алгоритма деятельности
врача-гигиениста и эпидемиолога в
практике учреждений санитарно-эпидемиологической
службы.
Особенности
практической деятельности требуют от
врачей-гигиенистов и эпидемиологов
высокой профессиональной подготовки
и организаторских навыков, глубоких
знаний вопросов эпидемиологической
диагностики[2,3]. Важнейшим этапом работы
студентов по приобретению навыков
проведения эпидемиологических
исследований является выполнение
самостоятельной работы под руководством
преподавателя, которая предусматривает
анализ большого цифрового материала
по заболеваемости конкретной болезнью
в определенном населенном пункте и
выявление причинно-следственных связей
между заболеваемостью и факторами ее
определяющими (ретроспективное
эпидемиологическое исследование).
На
современном этапе одной из важнейших
задач по охране окружающей среды является
проведение социально-гигиенического
мониторинга за окружающей средой,
соблюдение нормативно-правовых основ
охраны окружающей среды. Введение
в практику работы санитарно-эпидемиологической
службы социально-гигиенического
мониторинга вносит коррективы в систему
подготовки будущих специалистов.
Специфика деятельности выпускника
медико-профилактического факультета
состоит в том, что они должны обладать
достаточным уровнем знаний в области
экологии, гигиены, эпидемиологии и
информационных технологий.
Главное
внимание современной концепции
профессионального образования направлено
на развитие личности обучаемого. С этой
точки зрения наиболее прогрессивным
является развивающий, творческий метод
обучения, направленный на развитие
практического мышления специалистов.
При этом главное здесь ─ учить будущего
специалиста рассуждать, размышлять,
прививать навыки самостоятельно
работать, принимать верные решения в
нестандартных ситуациях[1].
Таким
образом, первый опыт подготовки кадров
гигиенического профиля на
медико-профилактическом факультете
убеждает в правильности выбранного
пути и необходимости дальнейшего
совершенствования данной системы
подготовки специалистов. Функционирование
медико-профилактического факультета
позволяет решать проблему с укомплектованием
центров гигиены и эпидемиологии высоко
квалифицированными врачебными кадрами
и способствует повышению общего уровня
подготовки специалистов профилактической
медицины.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аронов
М.Ф., Молчан Л.П. Современный урок.
Учебно-методический центр. ─ Минск,
1994. ─ 52с.
2.
Зуева Л.П., Яфаев Р.Х.,Сохомлина Г.И.
Современные проблемы подготовки
эпидемиологов // Достижения отечественной
эпидемиологии в XX
веке. Взгляд в будущее. – СПб., 2001. – С.
316-317.
3.
Шляхтенко Л.И. Перспективы развития
эпидемиологии как общемедицинской
науки // Достижения отечественной
эпидемиологии в XX
веке. Взгляд в будущее. – СПб., 2001. – с.
40-41.
4.
Шрага М.Х., Кудря Л.И., Вершинин В.П.
Медицинская экология: пропедевтический
курс профилактической медицины в ВУЗах
// Достижения отечественной эпидемиологии
в XX
веке. Взгляд
в будущее. – СПб., 2001. – С. 320-321.
|