Целью данного исследования
явилось применение групповых оценок
состояния здоровья школьников для
оценки санитарно-гигиенического
благополучия школы, путем сравнения со
шкалой рейтинговых оценок и разработка
математических моделей изменчивости
показателей здоровья в зависимости от
изменчивости критериев санитарно-гигиенического
обеспечения (СГО) школы.
Единицей наблюдения была группа
школьников, объединенных одной ступенью
обучения с определенными оценками СГО.
Матрицу данных сформировали оценки СГО
10 школ, включающих по три ступени обучения
каждая. Матрицу дополнили информацией
о состоянии здоровья школьников:
физическое
развитие (длина, масса тела, окружность
грудной клетки, ЧСС, артериальное
давление, ЖЕЛ, динамометрия) – доля
школьников в каждой ступени с высокими,
средними и низкими показателями:
уровень
патологической пораженности,
распространенность морфофункциональных
отклонений (МФО) и хронических заболеваний
(ХЗ), заболеваемости по обращаемости,
распределение детей по группам здоровья
по комплексной оценке, кратность
обращений в ЛПУ.
Провели корреляционный анализ,
в котором каждая группа школьников,
объединенных по схожести параметров
здоровья, сопоставлялась со всем перечнем
критериев СГО. Выявили достоверные
связи между условиями внутришкольной
среды и групповыми характеристиками
здоровья. Результаты анализа
интерпретировали следующим образом:
среди
критериев санитарно-гигиенического
обеспечения выраженными связями
характеризовалась организация учебного
процесса – один из управляемых факторов
внутришкольной среды;
неудовлетворительная
организация учебно-воспитательного
режима сочеталась с высокими значениями
артериального давления и частоты
сердечных сокращений у учащихся. Уровень
патологической пораженности также
выше в школах, где не соблюдаются
требования к режиму обучения;
учащиеся
с низкой массой тела чаще встречались
в школах, расположенных на экологически
неблагополучных территориях, в этих
же школах выше уровень патологической
пораженности и МФО;
состояние
учебных помещений влияло на
представительство детей с низкими
значениями массы тела;
в
учреждениях с благоприятным состоянием
учебных помещений выше доля детей с
повышенной массой тела, там же реже
встречались школьники с низкими
показателями кистевой динамометрии,
выше «индекс здоровья»;
неблагоприятный
воздушно-тепловой и световой режим,
вызывающие напряжение систем
терморегуляции и создающие повышенную
нагрузку на зрительный анализатор
способствовал артериальной гипертензии;
уровень
патологической пораженности является
индикатором уровня санитарно-гигиенического
обеспечения школы;
данные
обращаемости школьников в ЛПУ
противоречивы. Доля не болевших за год
детей выше в школах с лучшим состоянием
общешкольных помещений, однако кратность
обращений выше в школах с лучшей
организацией обучения. Видимо,
обращаемость больше зависит от
медико-социальных факторов.
Методом множественного
регрессионного анализа изучили
изменчивость показателей состояний
здоровья в зависимости от изменчивости
критериев санитарно-гигиенического
обеспечения. Элиминировав статистически
незначимые и мультиколлинеарные факторы,
получили адекватные модели.
Модель распространенности МФО
(%) в зависимости от качества критериев
санитарно-гигиенического обучения:
МФО
= 5421,42 – 1165,95 х G1
– 1044 х G10
+ 495,55
где
G1
-месторасположение участка, G10
- медицинское обеспечение
Данная
модель значима при р=0,001. Моделью
описывается 16,2% тотальной дисперсии.
При оптимальных значениях обсуждаемых
критериев СГО уровень МФО будет составлять
3210,6%, а при крайней степени несоответствия
- уровень МФО будет 5421,4%. Таким образом,
учитывая фактический уровень МФО, равный
3850,2%, можно констатировать, что оптимизация
данных критериев СГО приведет к снижению
распространенности МФО на 16,6%.
Использование уровня хронической
заболеваемости не привело к получению
логически интерпретируемой модели.
Объяснили этот факт, с одной стороны,
высокой вариабельностью критериев СГО
внутри одного учреждения, когда наличие
оптимальных и крайне неудовлетворительных
параметров окружающей среды вызывают
заболевания. С другой стороны, существует
целый ряд не изученных нами факторов,
способствующих развитию заболеваний
школьников.
Получили модель уровня
патологической пораженности (%), в
зависимости от качества критериев
санитарно-гигиенического обеспечения:
ПП = 9191,1 – 1570,15 х G1 - 3807,51 х G7
+ 787,645
где
G1
- месторасположение участка, G7
- организация учебного процесса
Данная
модель значима при р=0,0001. При оптимальных
значениях обсуждаемых критериев СГО
уровень патологической пораженности
будет составлять 3813,4%, а при крайней
степени несоответствия – 9191,1%. Учитывая
фактический уровень ПП можно констатировать,
что существует широкий диапазон
колебаний, а следовательно, есть
возможности как улучшения состояния
здоровья через коррекцию факторов
внутришкольной среды, так и его дальнейшего
ухудшения.
Изучили влияние факторов
внутришкольной среды на распространенность
МФО и ХЗ по каждому классу МКБ-10. Получили
статистически значимые корреляционные
связи, имеющие обратный характер, то
есть ухудшение качества СГО может быть
рассмотрено в качестве факторов риска
увеличения той или иной патологии.
Выявили конкретные органы и системы,
чувствительные к влиянию различных
компонентов внутришкольной среды.
Особый акцент необходимо сделать
на организацию учебного процесса. И на
индивидуальном, и на групповом уровнях
этот фактор более других сопряжен с
состоянием здоровья. Санитарно-гигиеническое
обследование выявило, что основным
недостатком является несоответствующая
гигиеническим требованиям учебная
нагрузка и ее распределение в течение
дня и недели. Это диктует необходимость
оптимизации, регламентации образовательных
нагрузок, рационализации учебного
расписания. Особенно актуальна эта
задача применительно к учащимся второй
и третьей ступени обучения, испытывающим
наибольшую учебную нагрузку.
|