Социально-гигиенический
мониторинг является приоритетным видом
деятельности специалистов профилактической
медицины, механизмом обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия и экологической безопасности
населения.
Интенсивное
развитие системы социально-гигиенического
мониторинга, наряду со многими другими,
остро поставило задачу подготовки
высококвалифицированных специалистов,
владеющих современными инновационными
технологиями решения сложных
медико-экологических проблем. В особой
степени это относится к специалистам
регионального и местного уровней.
Кафедрой
общей гигиены и экологии НижГМА накоплен
многолетний научный опыт и опыт
преподавания методологии изучения
взаимосвязей качества окружающей среды
и здоровья населения, что послужило
причиной создания на базе кафедры курса
медицинской экологии.
На III
курсе медико-профилактического факультета
введен новый раздел – мониторинг среды
обитания и здоровья населения, базирующийся
на результатах научных исследований
кафедры. В лекционном материале о методах
работы санитарного врача даются основы
методологии социально-гигиенического
мониторинга, который рассматривается
как приоритетный вид деятельности.
На
VI
курсе медико-профилактического факультета
в цикле медицинской экологии студентам
даются конкретные знания по организации
и ведению социально-гигиенического
мониторинга на региональном и местном
уровнях. С этой целью предусмотрено
чтение таких лекций, как «Медико-экологический
мониторинг как научно-организационная
основа деятельности Роспотребнадзора
по реализации социально-гигиенического
мониторинга», «Экологически
обусловленные изменения в здоровье
населения в связи с загрязнением
природной среды химическими веществами»,
«Приоритетные химические вещества
и автоматизированные системы мониторинга
их содержания в объектах окружающей
среды», «Медико-экологическое
картографирование жилой зоны города».
Лекционный материал позволяет обобщить
имеющиеся у студентов знания частных
гигиенических дисциплин, обозначить
цели, задачи, структуру системы
мониторинга.
На
практических занятиях изучается
организационно-правовая и
нормативно-методическая база
социально-гигиенического мониторинга.
Детально прорабатывается Постановление
Правительства Российской Федерации №
60 от 2 февраля 2006 г., утвердившее новое
«Положение о проведении
социально-гигиенического мониторинга»,
а также Приказы № 385 от 26.04. 2005 г. и № 810
от 30.12. 2005 г. Федеральной Службы
Роспотребнадзора. В программу преподавания
курса медицинской экологии в соответствии
с требованиями этих документов были
внесены соответствующие изменения и
дополнения. Студентами изучаются
методика выбора точек мониторинга
объектов окружающей среды и обоснование
приоритетного списка контролируемых
веществ; основы медико-экологической
экспертизы качества окружающей среды
и здоровья населения; биомаркеры
экологического благополучия; принципы
оздоровления населения на территориях
экологического риска.
В связи с тем,
что одной из задач социально-гигиенического
мониторинга является «выявление
причинно-следственных связей между
состоянием здоровья населения и
воздействием факторов среды обитания
человека на основе системного анализа
и оценки риска для здоровья населения»
предусмотрено чтение специальной лекции
по основам методологии оценки риска
(«Руководство по оценке риска для
здоровья населения при воздействии
химических веществ, загрязняющих
окружающую среду». Р 2.1.10.1920-04) и решают
ситуационные задачи по расчету
канцерогенного и неканцерогенного
риска по результатам фактических
анализов качества окружающей среды
Дзержинского промышленного комплекса
и г. Нижнего Новгорода.
В
билеты Итоговой Государственной
Аттестации включены вопросы:
«Социально-гигиенический мониторинг
как приоритетный вид деятельности
специалистов профилактической медицины»,
«Оценка риска здоровью населения
факторов окружающей среды в системе
социально-гигиенического мониторинга»,
а также ситуационные задачи по расчету
и гигиенической оценке уровней
экологического риска. Ситуационные
задачи составлены с учетом результатов
научных исследований кафедры.
Таким
образом, комплексная многолетняя научная
деятельность кафедры общей гигиены и
экологии НижГМА является базой,
позволяющей эффективно участвовать в
подготовке специалистов для региональных
и муниципальных систем социально-гигиенического
мониторинга.
|