НАРУШЕНИЯ
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
КАК
ОСНОВА ПРАВОНАРУШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ
Толькова
Е.И., Гудинова Ж.В.
Омская
государственная медицинская академия,
г. Омск
Современные проблемы российского
общества усугубляются повсеместным и
интенсивным ростом преступности, в том
числе подростковой. Подростки составляют
значительную и наиболее перспективную
часть нашего общества. В период выраженного
демографического спада, переживаемого
Россией, их здоровье приобретает особую
ценность. За последние пятнадцать лет
произошли значительные негативные
изменения здоровья детей всех возрастных
групп. Ведущее место стали занимать
психические расстройства и расстройства
поведения. Как известно, подростковый
период характеризуется как чрезвычайно
важный в становлении личности.
Развивающаяся личность испытывает
большие перегрузки в любом обществе и
в любые времена. В последние годы в
России вследствие нестабильности
общества и интенсивных социальных
сдвигов усилились негативные тенденции
формирования личности, поэтому именно
в подростковом возрасте наблюдается
значительная распространенность
психических расстройств, рост делинквентных
(преступных) форм поведения с отступлением
от общечеловеческих норм нравственности,
опустошением духовного мира подростка.
Исследования последних лет
свидетельствуют об активизации изучения
проблемы девиантного и в том числе
делинквентного поведения подростков
психологами, юристами и педагогами,
однако такие исследования практически
отсутствуют в работах гигиенистов. В
Омской области функционирует одно из
немногих в стране образовательных
учреждения закрытого типа – для
подростков-правонарушителей. На базе
этого учреждений нами была начата
гигиеническая оценка здоровья
подростков-правонарушителей с акцентом
на изучение их психического здоровья
и факторов, его определяющих, с целью
разработки мер профилактики такого
рода отклонений у подростков и реабилитации
юных правонарушителей. В данной публикации
приведены первые результаты проводимого
исследования.
В качестве метода исследования
мы использовали разработанную в Институте
гигиены детей и подростков НЦЗД РАМН
методику оценки здоровья детей и
подростков, расширенную в отношении
нервно-психического компонента (Баранова
А.А., Кучмы В.Р., Сухаревой Л.М. и др. «Оценка
состояния здоровья детей. Новые подходы
к профилактической и оздоровительной
работе в образовательных учреждениях»,
2006). Используя анкету экспресс-диагностики,
которую предлагают авторы для проведения
доврачебного этапа обследования, мы
провели исследование 58 подростков из
94-х, что составляет 62% от численности
обучающихся в данном учреждении.
В результате установлено, что
симптомы нарушения психического здоровья
в разной степени выраженности выявлены
практически у всех обследованных. Так,
нарушения вегетативной нервной системы
отмечаются у 95% обследованных,
обсессивно-фобические расстройства –
у 84%, астенические расстройства – у 93%,
депрессивные расстройства – у 57%,
церебрастенические нарушения – у 95%.
Из числа обследованных лишь у одного
(!) подростка не был выявлен ни один из
симптомов нарушения психического
здоровья. Чаще всего выявлялись нарушения
вегетативной нервной системы и
церебрастенические нарушения – по
22,5%, астенические расстройства – 22,0%,
обсессивно-фобические расстройства –
20,0%, реже всех регистрировались
депрессивные расстройства – 13,0%.
Таким образом, в нашем
исследовании мы получили подтверждение
мнения ведущих ученых (Баранов А.А.,
Кучма В.Р., Сухарева Л.М. и др., 2006) о том,
что нарушения нервно-психического
здоровья могут лежать в основе
делинквентного (преступного) поведения
и непринятие своевременных мер коррекции
донозологических состояний приводят
к их отягощению вплоть до преступных
форм. Из этого следует, что в основе
работы с подростками в такого рода
учреждении должно стать проведение
корректной реабилитации со значительным
медицинским компонентом. Можно утверждать,
что такие подростки – это своего рода
социальные «инвалиды» (хотя бы
исходя из определения здоровья, данного
ВОЗ: «здоровье – это состояние полного
физического, психического и социального
благополучия…»). Так что вполне
оправдано, на наш взгляд, распространение
некоторых форм и методов реабилитации
инвалидов на когорту малолетних
правонарушителей. Например, необходимо
составлять для каждого из них индивидуальную
программу реабилитации, включающую три
основных раздела – медицинскую,
профессиональную и социальную, и
медицинская реабилитация должна
основываться на оценки психоневрологического
статуса. Из этого также следует, что в
целях профилактики подростковой
преступности необходимо использование
психогигиенического подхода,
предусматривающего своевременное
выявление и стрессирующих, провоцирующих
делинквентное поведение, факторов среды
и ближайшего окружения.
|